Мотоцикл М1А.
Включение генераторов Г-11, Г-35 и Г-36 в электрическую цепь мотоцикла
Генератор Г-11 устанавливается на мотоцикле М-72, генератор Г-36 — на мотоцикле ИЖ-49, генератор Г-35 — на мотоциклах М1А «Москва» и К-125.
Включение генераторов Г-11, Г-35 и Г-36 в электрическую цепь производится в соответствии с приведенными ниже на рис. 1 и рис. 2 схемами.
Генератор Г-11 на крышке корпуса имеет два зажима:
1. Зажим Я (щетка генератора и обмотка возбуждения) с помощью проводов соединяется с зажимом Я реле-регулятора, а также с зажимом 61 фары.
2. Зажим Ш (обмотка возбуждения генератора) соединяется с помощью провода с зажимом Ш у реле-регулятора.
Рис. 1. Реле-регулятор РР-31, генератор Г-11 и схема электрооборудования мотоцикла М-72.
У генераторов Г-35 и Г-36 на корпусах есть по четыре зажима:
1. Зажим Ш (от обмотки возбуждения) с помощью провода присоединен к зажиму Ш реле-регулятора РР-30 у мотоцикла М1А «Москва» и к зажиму ДШ реле-регулятора у мотоциклов ИЖ-49 и К-125.
2. Зажим Я (от щетки якоря генератора) с помощью проводов присоединен к зажиму Я реле-регулятора РР-30 у мотоцикла М1А «Москва» и к зажиму Д реле-регулятора у мотоциклов ИЖ-49 и К-125.
3. Зажим П (конденсатор и прерыватель) с помощью проводов присоединяется к зажиму П реле-регулятора на мотоциклах ИЖ-49 и К-125 и к боковым зажимам индукционной катушки на мотоцикле М1А «Москва».
4. Безымянный зажим, расположенный отдельно (второй конец обмотки возбуждения, соединенный на массу), соединяется проводом с безымянным зажимом реле-регулятора РР-30 на мотоцикле М1А «Москва» или зажимом AM реле-регулятора на мотоциклах К-125 и ИЖ-49.
Также в СССР существовали более надежные генераторы переменного тока, при использовании их необходимо было поставить на мотоцикле специальную фару, в которой смонтирован ряд дополнительных устройств для выпрямления переменного тока.
Рис. 2. Общая схема электрооборудования мотоциклов ИЖ-49 и К-125.
Неисправности генераторов мотоциклов и их устранение
1. Искрение на коллекторе генератора, которое может быть как в виде абсолютно безопасных зеленоватых мелких искр, так и в виде опасных белых больших искр, разрушающих рабочую поверхность коллектора.
Причинами неисправности в виде сильного искрения может быть:
а) перегрузка генератора мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва» из-за подключения слишком большого числа потребителей;
б) слишком слабое закрепление щеток в щеткодержателях либо их большой износ по высоте, из-за чего пружины очень плохо их прижимают к коллектору генератора мотоциклов ИЖ-49, М-72, М1А «Москва» и К-125. Для устранения этой неисправности щетки, ослабшие в щеткодержателях, надо закрепить, а те, которые износились по высоте, заменить на новые.
в) загрязнение либо замасливание коллектора. Для устранения этой неисправности при небольшом загрязнении рабочей поверхности коллектора генератора мотоциклов М1А «Москва», М-72, К-125 и ИЖ-49 необходимо протереть его чистой тряпочкой, смоченной в бензине; при значительном загрязнении и наличии черных полос — удалить полосы очисткой стеклянной шкуркой, прижав шкурку к коллектору генератора и вращая коленчатый вал двигателя мотоцикла пусковым механизмом (зажигание должно быть включено) до тех пор, пока будет выведена чернота;
г) короткое замыкание пластин коллектора генератора у мотоциклов К-125, М-72, ИЖ-49, М1А «Москва», которое появляется в результате попадания между пластинами выкрошившихся частиц щеток или каких-либо других проводников. Чтобы устранить эту неисправность, необходимо остро отточенной деревянной палочкой прочистить канавки между соседними пластинками коллектора.
2. Генератор мотоцикла не дает тока либо работает ненормально. В данном случае контрольная лампа на больших оборотах двигателя не гаснет или мигает. Причинами этой неисправности может быть:
а) наличие плохого контакта в щеткодержателях щеток или плохого касания их к коллектору;
б) чрезмерное замасливание или загрязнение щеток генератора мотоциклов ИЖ-49, М-72, К-125 и М1А «Москва»;
в) отсутствие контакта на выводах, обрыв либо замыкание накоротко обмоток генератора;
г) ослабление крепления или неправильная установка якоря на коленчатом валу двигателя у мотоциклов М1А «Москва», К-125 и ИЖ-49.
Для устранения двух первых неисправностей надо поступить, как указано было выше. Незакрепленный либо неправильно установленный якорь генератора мотоцикла надо закрепить центральным болтом крепления якоря и выверить установку его.
Генератор мотоциклов М-72, ИЖ-49, М1А «Москва» и К-125 с обрывом обмоток отправить в мастерскую.
Техническое обслуживание генераторов Г-11, Г-35 и Г-36 мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва»
Ежедневно:
а) проверять крепление генератора;
б) обтирать тряпкой его корпус от пыли и грязи.
При первом техническом обслуживании:
а) проверять крепление проводов к генератору мотоцикла;
б) с помощью сильной струи из компрессора либо воздушного насоса удалить пыль из корпуса генератора.
При втором техническом обслуживании:
а) выполнить проверку состояния щеток и коллектора генератора мотоциклов ИЖ-49, М1А «Москва», М-72 и К-125 и, при загрязнении очистить. Износившуюся больше чем на 1/4 первоначального размера щетку заменить;
б) проверить состояние пружин; при утере ими упругости заменить пружины;
в) смазывать подшипники генератора мотоцикла.