Устройство системы охлаждения дизельных двигателей ЯАЗ-204 (ЯАЗ-М204) и ЯАЗ-206 (ЯАЗ-М206) — Часть 2 из 2: Вентилятор, термостат и указатель температуры воды

Автомобиль КрАЗ-219

Дизельный автомобиль КрАЗ-219. Автор фото Red 81, CC BY-SA 4.0, через Викисклад.

Вентилятор системы охлаждения дизелей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206

В устройство вентилятора системы охлаждения дизельных двигателей ЯАЗ-206, ЯАЗ-204 входят шестилопастная крыльчатка 9 и чугунная ступица, отлитая заодно со шкивом для приводных ремней 8 (у дизельного двигателя ЯАЗ-204 вентилятор приводится во вращение одним ремнем, у двигателя ЯАЗ-206 — двумя параллельными ремнями). Ступица вращается на своей оси, установленной на кронштейне 14, на двух шариковых подшипниках.

Паз кронштейна, в котором ось крепится гайкой и двумя шайбами, допускает возможность вертикального перемещения вентилятора системы охлаждения дизельного двигателя при регулировке натяжения ремней, которую производят вращением регулировочного болта 7, ввернутого в резьбовое отверстие оси вентилятора и упирающегося конусным концом в нижнюю часть паза кронштейна 14; при регулировке ослабляют гайку крепления оси вентилятора. Для повышения эффективности действия вентилятора системы охлаждения дизельных двигателей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206 его крыльчатка заключена в кожух 10, прикрепленный к рамке радиатора.

Устройство системы охлаждения дизельного двигателя ЯАЗ-206: 1 — рукоятка управления открытием жалюзи; 2 — дистанционный указатель температуры воды; 3 — датчик указателя температуры воды; 4 — водяная форсунка; 5 — труба водяная верхняя; 6 — термостаты; 7 — болт (барашек) регулировки натяжения ремней привода вентилятора; 8 — ремни привода вентилятора; 9 — крыльчатка вентилятора; 10 — кожух вентилятора; 11 — пробка радиатора; 12 — радиатор; 13 — жалюзи; 14 — кронштейн вентилятора; 15 — перепускная труба; 16 и 18 — сливные краны; 17 — масляный радиатор; 19 — водяной насос; 20 — водяной распределительный канал блока цилиндров дизеля; 21 — окно распределительного водяного канала; 22 — рубашка охлаждения блока цилиндров дизельного двигателя; 23 — рубашка охлаждения головки цилиндров

Рис. 1. Устройство системы охлаждения дизельного двигателя ЯАЗ-206: 1 — рукоятка управления открытием жалюзи; 2 — дистанционный указатель температуры воды; 3 — датчик указателя температуры воды; 4 — водяная форсунка; 5 — труба водяная верхняя; 6 — термостаты; 7 — болт (барашек) регулировки натяжения ремней привода вентилятора; 8 — ремни привода вентилятора; 9 — крыльчатка вентилятора; 10 — кожух вентилятора; 11 — пробка радиатора; 12 — радиатор; 13 — жалюзи; 14 — кронштейн вентилятора; 15 — перепускная труба; 16 и 18 — сливные краны; 17 — масляный радиатор; 19 — водяной насос; 20 — водяной распределительный канал блока цилиндров дизеля; 21 — окно распределительного водяного канала; 22 — рубашка охлаждения блока цилиндров дизельного двигателя; 23 — рубашка охлаждения головки цилиндров.

Термостат системы охлаждения дизелей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206

Термостат 6 системы охлаждения дизельных двигателей ЯАЗ-206, ЯАЗ-204 жидкостного (сильфонного) типа установлен в чугунной коробке, привернутой болтами к фланцу переднего конца верхней водяной трубы 5. У дизельного двигателя ЯАЗ-206 установлены параллельно два термостата.

Пока температура воды на выходе из рубашки охлаждения головки цилиндров дизельных двигателей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206 остается ниже 70 °C, основной (центральный) клапан термостата закрывает выход в верхний бак радиатора и вода через открытый дополнительный (кольцевой) клапан направляется по перепускной трубе 15 в масляный радиатор, а затем в водяной насос, снова подающий ее в рубашку охлаждения цилиндров. Поскольку при этом вода не проходит через радиатор, она быстро прогревается.

При повышении температуры до 70 °C основной клапан термостата системы охлаждения дизельных двигателей ЯАЗ-206, ЯАЗ-204 приоткрывается, и вода начинает частично проходить через радиатор; одновременно продолжается циркуляция воды помимо радиатора через перепускную трубу. По достижении 85 °C основной клапан полностью открывает проход в радиатор, а дополнительный закрывает выход в перепускную трубу, и циркуляция воды происходит только через радиатор.

Таким образом, термостат системы охлаждения способствует быстрому прогреву дизельных двигателей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206 и автоматическому поддержанию наивыгоднейшего теплового режима двигателя, который устанавливается при температуре воды 70–90 °C, а масла в картере на 10–20 °C больше.

Указатель температуры воды системы охлаждения дизелей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206

Указатель температуры воды в системе охлаждения дизельных двигателей ЯАЗ-206, ЯАЗ-204 — дистанционный, электрический, термовибрационного типа. Его датчик 3 ввернут в задний конец водяной трубы 5 и соединен с указателем 2 проводом.

Емкость системы охлаждения дизельного двигателя ЯАЗ-204А равна 26 л, двигателя ЯАЗ-206А — 40 л.

Все части: 1 | 2