Устройство системы охлаждения дизельного автомобиля — Часть 2 (окончание)

Июнь 9th, 2013

Вентилятор состоит из шестилопастной крыльчатки 9 и чугунной ступицы, отлитой заодно со шкивом для приводных ремней 8 (у двигателя ЯАЗ-М204 вентилятор приводится во вращение одним ремнем, у двигателя ЯАЗ-М206— двумя параллельными ремнями). Ступица вращается на своей оси, установленной на кронштейне 14, на двух шариковых подшипниках. Паз кронштейна, в котором ось крепится гайкой и двумя шайбами, допускает возможность вертикального перемещения вентилятора при регулировке натяжения ремней, которую производят вращением регулировочного болта 7, ввернутого в резьбовое отверстие оси вентилятора и упирающегося конусным концом в нижнюю часть паза кронштейна 14; при регулировке ослабляют гайку Крепления оси вентилятора. Для повышения эффективности действия вентилятора его крыльчатка заключена в кожух 10, прикрепленный к рамке радиатора.

Термостат 6 жидкостного (сильфонного) типа установлен в чугунной коробке, привернутой болтами к фланцу переднего конца верхней водяной трубы 5. У двигателя ЯАЗ-М206 установлены параллельно два термостата.

Пока температура воды на выходе из рубашки охлаждения головки цилиндров остается ниже 70°C, основной (центральный) клапан термостата закрывает выход в верхний бак радиатора и вода через открытый дополнительный (кольцевой) клапан направляется по перепускной трубе 15 в масляный радиатор, а затем в водяной насос, снова подающий ее в рубашку охлаждения цилиндров. Поскольку при этом вода не проходит через радиатор, она быстро прогревается.

При повышении температуры до 70°C основной клапан термостата приоткрывается и вода начинает частично проходить через радиатор; одновременно продолжается циркуляция воды помимо радиатора через перепускную трубу. По достижении 85°C основной клапан полностью открывает проход в радиатор, а дополнительный закрывает выход в перепускную трубу и циркуляция воды происходит только через радиатор.

Таким образом, термостат способствует быстрому прогреву двигателя и автоматическому поддержанию наивыгоднейшего теплового режима двигателя, который устанавливается при температуре воды 70—90°C, а масла в картере на 10—20°C больше.

Указатель температуры воды — дистанционный, электрический, термовибрационного типа. Его датчик 3 ввернут в задний конец водяной трубы 5 и соединен с указателем 2 проводом.

Емкость системы охлаждения двигателя ЯАЗ-М204А равна 26 л, двигателя ЯАЗ-М206А — 40 л.

Рубрики: Дизельные автомобили |