Устройство системы охлаждения дизельного автомобиля — Часть 1

Июнь 9th, 2013

Двигатели ЯАЗ-М204, а также ЯАЗ-М206 имеют закрытую систему охлаждения с принудительной циркуляцией воды или низкозамерзающей жидкости. В систему охлаждения (рис. 13) входят рубашка охлаждения 22 блока и рубашка охлаждения 23 головки цилиндров, радиатор 12, водяной насос 19, вентилятор 9, термостаты 6, указатель 2 температуры воды, соединительные патрубки и шланги. К системе охлаждения двигателя подключены также пусковой подогреватель охлаждающей жидкости и масляный радиатор 17 системы смазки.

Циркуляция воды в охлаждающей системы во время работы двигателя происходит следующим образом.

Насос 19 подает воду из нижнего бака радиатора в распределительный канал 20 блока цилиндров, а оттуда через окна 21 в рубашку охлаждения цилиндров. Далее через направляющие насадки (форсунки) 4 вода идет в рубашку охлаждения головки цилиндров. Струи воды из форсунок направлены на выпускные патрубки головки, что обеспечивает хорошее охлаждение патрубков и седел выпускных клапанов, самих клапанов и насосов-форсунок. Затем вода проходит через верхнюю трубу 5 и коробку термостатов 6 в верхний бак радиатора. Через трубки радиатора вода попадает в его нижний бак, соединенный шлангом с патрубком масляного радиатора 17. Из масляного радиатора вода поступает к насосу, который снова подает ее в рубашку охлаждения цилиндров.

Для выпуска воды из системы служат четыре сливных крана: кран 16 на нижнем соединительном патрубке, кран 18 в корпусе водяного насоса, кран в заднем конце распределительного канала блока цилиндров и кран на подводящем патрубке пускового безлампового подогревателя.

Радиатор системы охлаждения трубчатого типа. В пробке 11 радиатора имеются два клапана. Паровой клапан открывается и выпускает из системы пар при избыточном давлении в ней 0,25 кг/см2. Воздушный клапан пропускает в радиатор воздух при образовании в системе разрежения 0,2 кг/см2. Перед радиатором установлены пластинчатые жалюзи 13, управляемые рукояткой 1.

Устройство системы охлаждения дизельного автомобиля - Часть 1

Рис. 13. Система охлаждения двигателя ЯАЗ-М206: 1—рукоятка управления открытием жалюзи; 2 — дистанционный указатель температуры воды; 3 — датчик указателя температуры воды; 4 — водяная форсунка; 5 — труба водяная верхняя; 6 — термостаты; 7 — болт (барашек) регулировки натяжения ремней привода вентилятора; 8 — ремни привода вентилятора; 9 — крыльчатка вентилятора; 10 — кожух вентилятора; 11 — пробка радиатора; 12 — радиатор; 13 — жалюзи; 14 — кронштейн вентилятора; 15 — перепускная труба; 16 и 18 — сливные краны; 17 — масляный радиатор; 19 — водяной насос; 20 — водяной распределительный канал блока цилиндров; 21 — окно распределительного водяного канала; 22 — рубашка охлаждения блока цилиндров; 23 — рубашка охлаждения головки цилиндров.

Водяной насос центробежного типа расположен на переднем торце нагнетателя воздуха. Вал крыльчатки насоса, установленный в его корпусе на двухрядном шариковом подшипнике, во вращение приводится от вала нижнего ротора нагнетателя. Для предотвращения утечки воды в насосе установлен самоподвижной сальник с графито-металлическим уплотнительным кольцом. Входной патрубок насоса соединен с масляным радиатором, а выходной патрубок при помощи фланца и резинового уплотнительного кольца — с блоком цилиндров.

Рубрики: Дизельные автомобили |