Устройство сцепления дизельного автомобиля

Июнь 11th, 2013

На автомобилях МАЗ, а также КрАЗ с двигателями ЯАЗ-М204А и ЯАЗ-М206А установлено однодисковое сухое сцепление с центральной пружиной (рис. 42).

Корпус 7 сцепления жестко прикреплен болтами к маховику; в расточку корпуса установлено упорное кольцо 10, закрепленное гайками шпилек 15 и накладками 14, под которыми помещены регулировочные прокладки 2. В отверстие кольца упорного входит подвижная втулка 12; силой упругости пружины 11 втулка отжимается от кольца упорного назад (по рис. 42 — вправо).

Устройство сцепления дизельного автомобиля

Рис. 42. Сцепление: 1 — выступ упорного кольца; 9 — нажимные рычаги; 10 — упорное кольцо; 11 — коническая центральная пружина; 12 — подвижная втулка; 13 — упорный шариковый подшипник; 14 — накладка упорного кольца; 15 — шпилька крепления упорного кольца; 16 — крышка смотрового люка; 17 — валик вилки привода выключения сцепления; 18 — вилка; 19 — муфта выключения сцепления; 20 — направляющий палец.

На переднем конце втулки 12 установлена обойма 5 с двадцатью шарнирно установленными на ней рычагами 9. Когда втулка под действием пружины 11 отходит назад, вместе с ней перемещаются и внутренние концы рычагов 9. Опираясь на выступ 8 кольца упорного, рычаги наружными концами давят на ведущий диск, отжимая его в сторону маховика (влево), и этим обеспечивают включение сцепления.

Привод выключения сцепления состоит из муфты 19, вилки 18, валика 17, тяги педали и педали. Когда муфта перемещается вперед или назад, ее проушина скользит по направляющему пальцу 20, обеспечивающему правильное положение муфты и удерживающему ее от провертывания.

При нажатии на педаль сцепления шариковый подшипник 13 муфты 19, преодолевая силу упругости центральной пружины, перемещает втулку 12 вместе с внутренними концами рычагов 9 вперед. Наружные концы рычагов перестают давить на ведущий диск, четыре пружины 6 оттягивают его назад, освобождая ведомый диск, и сцепление выключается.

Нормальная работа сцепления обеспечивается при правильно отрегулированном давлении пружины 11 и величине свободного хода педали 34—42 мм.

Давление пружины регулируют изменением числа регулировочных прокладок 2. Для регулировки снимают крышку 16 смотрового люка сцепления и замеряют размер А (расстояние между торцами втулки 12 и корпуса 7), который находиться должен в пределах 31,5—34,5 мм. Если этот размер больше 34,5 мм (по мере износа дисков размер А возрастает), нажимают на педаль сцепления и поочередно, проворачивая коленчатый вал, отвертывают на пять оборотов гайки шпилек 15. Затем отпускают педаль, снимают с каждой шпильки по одной прокладке, снова нажимают на педаль и затягивают гайки шпилек. После этого еще раз замеряют зазор А и, если потребуется, повторяют регулировку с учетом того, что удаление по одной прокладке с каждой шпильки уменьшает размер А примерно на 3 мм.

Для регулировки свободного хода педали, замеряемого линейкой с делениями, разъединяют тягу педали с наружным рычагом вала вилки сцепления выключения, ослабляют контргайку резьбового наконечника тяги и, завертывая или отвертывая наконечник, изменяют длину тяги — укорачивают ее, чтобы уменьшить свободный ход, или удлиняют, чтобы увеличить свободный ход. После этого соединяют с рычагом вала вилки тягу, затягивают контрагайку тяги и снова замеряют свободный ход педали; при необходимости регулировку повторяют.

Детали привода выключения сцепления — шариковый подшипник 13, втулки валика 17 вилки и валика педалей сцепления, а также тормоза — снабжены пресс-масленками для смазки их солидолом при помощи солидоло-нагнетателя (масленка для смазки подшипника 13 расположена справа на картере сцепления и соединена с подшипником гибким шлангом).

Рубрики: Дизельные автомобили |