Устройство однодискового сухого сцепления дизельных автомобилей МАЗ, КрАЗ с двигателями ЯАЗ-204А, ЯАЗ-206А

Автомобиль МАЗ-200

Дизельный автомобиль МАЗ-200. Автор фото Homoatrox, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

На дизельных автомобилях КрАЗ и МАЗ с дизельными двигателями ЯАЗ-204А и ЯАЗ-206А установлено однодисковое сухое сцепление с центральной пружиной (рис. 1).

Ведущими частями однодискового сухого сцепления дизельных автомобилей МАЗ, КрАЗ являются задняя плоскость маховика 1 и ведущий диск 3. Ведомый диск 4 с фрикционными накладками прикреплен к стальной ступице, установленной на шлицах ведущего вала коробки передач.

Корпус 7 однодискового сухого сцепления автомобилей МАЗ, КрАЗ с дизельными двигателями ЯАЗ-204А, ЯАЗ-206А жестко прикреплен болтами к маховику; в расточку корпуса установлено упорное кольцо 10, закрепленное гайками шпилек 15 и накладками 14, под которыми помещены регулировочные прокладки 2. В отверстие упорного кольца заходит подвижная втулка 12; силой упругости пружины 11 втулка отжимается назад от упорного кольца (по рис. 1 — вправо).

Устройство однодискового сухого сцепления, устанавливаемого на дизельных автомобилей МАЗ, КрАЗ с двигателями ЯАЗ-206А, ЯАЗ-204А: 2 — регулировочные прокладки; 1 — маховик; 4 — ведомый диск; 3 — ведущий диск; 6 — оттяжная пружина; 5 — обойма рычагов; 8 — выступ упорного кольца; 7 — корпус сцепления; 10 — упорное кольцо; 9 — нажимные рычаги; 12 — подвижная втулка; 11 — коническая центральная пружина; 14 — накладка упорного кольца; 13 — упорный шариковый подшипник; 16 — крышка смотрового люка; 15 — шпилька крепления упорного кольца; 18 — вилка; 17 — валик вилки привода выключения сцепления; 20 — направляющий палец; 19 — муфта выключения сцепления

Рис. 1. Устройство однодискового сухого сцепления, устанавливаемого на дизельных автомобилей МАЗ, КрАЗ с двигателями ЯАЗ-206А, ЯАЗ-204А: 2 — регулировочные прокладки; 1 — маховик; 4 — ведомый диск; 3 — ведущий диск; 6 — оттяжная пружина; 5 — обойма рычагов; 8 — выступ упорного кольца; 7 — корпус сцепления; 10 — упорное кольцо; 9 — нажимные рычаги; 12 — подвижная втулка; 11 — коническая центральная пружина; 14 — накладка упорного кольца; 13 — упорный шариковый подшипник; 16 — крышка смотрового люка; 15 — шпилька крепления упорного кольца; 18 — вилка; 17 — валик вилки привода выключения сцепления; 20 — направляющий палец; 19 — муфта выключения сцепления.

На переднем конце втулки 12 установлена обойма 5 с двадцатью шарнирно установленными на ней рычагами 9. Когда втулка под действием пружины 11 отходит назад, вместе с ней перемещаются и внутренние концы рычагов 9. Опираясь на выступ 8 кольца упорного, рычаги наружными концами давят на ведущий диск, отжимая его в сторону маховика (влево), и этим обеспечивают включение сцепления на дизельных автомобилях МАЗ, КрАЗ с дизельными двигателями ЯАЗ-204А, ЯАЗ-206А.

Привод выключения сцепления состоит из муфты 19, вилки 18, валика 17, тяги педали и самой педали сцепления. Когда муфта перемещается вперед или назад, ее проушина скользит по направляющему пальцу 20, обеспечивающему правильное положение муфты и удерживающему ее от провертывания.

При нажатии на автомобилях МАЗ и КрАЗ с дизельными двигателями ЯАЗ-206А, ЯАЗ-204А на педаль сцепления шариковый подшипник 13 муфты 19, преодолевая силу упругости центральной пружины, перемещает втулку 12 вместе с внутренними концами рычагов 9 вперед. Наружные концы рычагов перестают давить на ведущий диск, четыре пружины 6 оттягивают его назад, освобождая ведомый диск, и сцепление выключается.

Нормальная работа однодискового сухого сцепления на дизельных автомобилях МАЗ и КрАЗ с дизельными двигателями ЯАЗ-204А и ЯАЗ-206А обеспечивается при правильно отрегулированном давлении пружины 11 и величине свободного хода педали сцепления 34–42 мм.

Давление пружины регулируют изменением числа регулировочных прокладок 2. Для регулировки снимают крышку 16 смотрового люка сцепления и замеряют размер А (расстояние между торцами втулки 12 и корпуса 7), который находиться должен в пределах 31,5–34,5 мм. Если этот размер больше 34,5 мм (по мере износа дисков размер А возрастает), нажимают на педаль сцепления и поочередно, проворачивая коленчатый вал, отвертывают на пять оборотов гайки шпилек 15. Затем на автомобиле МАЗ (КрАЗ) с дизельным двигателем ЯАЗ-204А (ЯАЗ-206А) отпускают педаль, снимают с каждой шпильки по одной прокладке, снова нажимают на педаль сцепления и затягивают гайки шпилек. После этого еще раз замеряют зазор А и, если потребуется, повторяют регулировку с учетом того, что удаление по одной прокладке с каждой шпильки уменьшает размер А примерно на 3 мм.

Для регулировки на дизельных автомобилях КрАЗ, МАЗ с дизельными двигателями ЯАЗ-206А, ЯАЗ-204А свободного хода педали сцепления, замеряемого линейкой с делениями, разъединяют тягу педали сцепления с наружным рычагом вала вилки сцепления выключения, ослабляют контргайку резьбового наконечника тяги и, завертывая или отвертывая наконечник, изменяют длину тяги — укорачивают ее, чтобы уменьшить свободный ход, или удлиняют, чтобы увеличить свободный ход. После этого соединяют с рычагом вала вилки тягу, затягивают контрагайку тяги и снова замеряют свободный ход педали сцепления; при необходимости регулировку повторяют.

На автомобилях МАЗ, КрАЗ с дизельными двигателями ЯАЗ-204А и ЯАЗ-206А детали привода выключения однодискового сухого сцепления — шариковый подшипник 13, втулки валика 17 вилки и валика педали сцепления и педали тормоза — снабжены пресс-масленками для смазки их солидолом при помощи солидоло-нагнетателя (масленка для смазки подшипника 13 расположена справа на картере сцепления и соединена с подшипником гибким шлангом).

https://datahousecorp.com сколько стоит заказать разработку мобильного приложения.