Устройство и принцип работы трехступенчатой коробки передач мотоциклов К-125 и М1А «Москва»

Мотоцикл М1А

Мотоцикл М1А. Автор фото Minsk Moto, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Устройство трехступенчатой коробки передач мотоциклов К-125 и М1А «Москва»

На мотоциклах К-125 и М1А «Москва» установлена трехступенчатая коробка передач, расположенная в общем картере с двигателем мотоцикла и сцеплением. В устройство коробки передач (рис. 1) входят шесть шестерен, промежуточный, вторичный и первичный валы и механизм переключения передач.

Первичный (ведущий) вал

коробки передач мотоциклов М1А «Москва» и К-125 является пустотелым. В его устройство входит расположенный у него внутри шток выключения сцепления. Первичный вал вращается на одном шариковом подшипнике, который смонтирован в картере слева, а также на одно втулке из бронзы, которая смонтирована внутри вторичного вала коробки мотоциклов К-125 и М1А «Москва». В виде единого целого с валом изготовлена шестерня первой передачи. На шлицах подвижно стоит каретка-шестерня первичного вала коробки, которая является шестерней второй передачи. В виде торцовых кулачков за одно целое изготовлена муфта включения третьей передачи и каретка-шестерня второй передачи мотоциклов М1А «Москва» и К-125.

Устройство коробка передач мотоциклов К-125 и М1А «Москва»

Рис. 1. Устройство коробка передач мотоциклов К-125 и М1А «Москва».

Вторичный вал с шестерней коробки передач тоже пустотелый и изготовлен в виде единого целого с валом.

Промежуточный вал коробки передач мотоциклов К-125 и М1А «Москва» является шлицованным. На нем стоят три шестерни: шестерня первой передачи установлена свободно, каретка-шестерня промежуточного вала установлена подвижно на шлицах — она является шестерней второй передачи, на шлицах промежуточного вала коробки мотоцикла установлена шестерня постоянного зацепления.

Муфта включения первой передачи на мотоциклах М1А «Москва» и К-125 изготовлена в виде единого целого с кареткой-шестерней второй передачи.

Устройство механизма переключения передач

В устройство механизма переключения передач мотоциклов К-125 и М1А «Москва» (см. рисунок 2) входят сектор с кулачком для перевода кареток-шестерен, возвратная пружина, валик с собачками и педалью.

Устройство механизма переключения мотоциклов К-125 и М1А «Москва»

Рис. 2. Устройство механизма переключения мотоциклов К-125 и М1А «Москва».

У механизма переключения передач в мотоциклах М1А «Москва» и К-125 привод осуществляется от ножной педали, которая находится у коробки передач слева.

Валик поворачивает собачки при нажатии на педаль мотоцикла. Они заходят в вырезы сектора и осуществляют его поворот, из-за чего кулачок перевода перемещает каретку-шестерню. Переключение за одно нажатие педали на мотоциклах К-125 и М1А «Москва» происходит только на одну передачу, которая является соседней (низшую либо высшую).

Передача усилий в коробке передач

В коробке передач мотоциклов М1А «Москва» и К-125 передача усилия осуществляется так:

Включение первой передачи в коробке мотоциклов К-125 и М1А «Москва» происходит при перемещении влево кареток-шестерен, при этом в окна шестерни первой передачи входят кулачки каретки промежуточного вала. Усилие передается: первичный вал, шестерня первой передачи промежуточного вала, затем шестерни постоянного зацепления и далее вторичный вал.

Вторая передача коробки передач мотоциклов М1А «Москва» и К-125 (рис. 1) включается, когда каретки-шестерни передвигаются вправо в среднее положение. Усилие передается: первичный вал, каретка-шестерня первичного вала, каретка-шестерня промежуточного вала, шестерни постоянного зацепления, вторичный вал.

Третья передача коробки мотоциклов К-125 и М1А «Москва» включается передвижением кареток-шестерен вправо до конца, когда кулачки каретки-шестерни первичного вала входят в зацепление с кулачками шестерни вторичного вала. Усилие передается: первичный вал, каретка-шестерня, шестерня вторичного вала, вторичный вал коробки передач мотоцикла.