Устройство коробки передач дизельного автомобиля — Часть 2 (окончание)

Июнь 12th, 2013

Для включения первой передачи передвигают (при выключенном сцеплении) шестерню 16 по шлицам ведомого вала вперед (по рис. 43 — влево) до зацепления с шестерней 19 промежуточного вала. Чтобы включить задний ход, передвигают шестерню 16 назад (вправо) до зацепления с шестерней 20 блока шестерен заднего хода (на рисунке блок шестерен условно повернут вниз).

Для включения второй, третьей, пятой и четвертой передач соединяют ведомый вал посредством синхронизатора 13 или 8 соответственно с шестернями 14, 12, 9 ведомого вала или с шестерней 29 ведущего вала. Тогда вращение соответствующей шестерни будет сообщаться ведомому валу.

Устройство синхронизатора, обеспечивающего бесшумное включение передач, показано па рис. 44. В корпус 4 синхронизатора запрессованы два бронзовых фрикционных кольца 10. Внутри корпуса помещается муфта с двумя зубчатыми венцами и фланцем 7. Выступы 6 фланца входят в фасонные пазы 3 корпуса, обеспечивая совместное вращение муфты и корпуса. К выступам фланца при помощи штифтов 5 прикреплено кольцо 2 с проточкой для вилки переключения.

Муфта синхронизатора 8 четвертой и пятой передач (см. рис. 43) установлена на шлицах ведомого вала коробки передач, а муфта синхронизатора 13 второй и третьей передач — на шлицах втулки, неподвижно укрепленной на валу с помощью шпонки. Оба синхронизатора могут перемещаться вдоль оси ведомого вала; перемещение их осуществляется при помощи вилок 6 и 11.

Устройство коробки передач дизельного автомобиля - Часть 2 (окончание)

Рис. 44. Синхронизатор: 1 — шестерня ведущего вала; 2 — кольцо с пазом для вилки переключения; 3 — пазы корпуса; 4 —корпус; 5 —штифт; 6 —выступ фланца; 7 — фланец муфты; 8 —шарик и пружина фиксатора; 9 — зубчатый венец муфты; 10 — бронзовое кольцо.

При включении передачи вилка передвигает муфту синхронизатора по направлению к включаемой шестерне, например при включении четвертой передачи — к шестерне ведущего вала. Корпус синхронизатора, связанный с муфтой тремя пружинными фиксаторами 8 (см. рис. 44), перемещается вместе с муфтой до тех пор, пока его переднее бронзовое кольцо не войдет в соприкосновение с гладким конусом шестерни 1 ведущего вала. Вследствие трения, возникающего между конусом шестерни и бронзовым кольцом синхронизатора, корпус 4 синхронизатора поворачивается относительно фланца 7 на небольшой угол, величина которого зависит от разницы в размерах фасонных пазов 3 корпуса и выступов 6 муфты синхронизатора. В этом положении скошенные края фасонных пазов, в которые упираются выступы муфты, препятствуют дальнейшему ее перемещению (блокируют муфту).

Когда вследствие трения скорость вращения ведущего и ведомого валов уравняется, действие блокирующего устройства прекращается, муфта сходит с фиксаторов и сдвигается вперед до включения зубьев ее переднего венца с внутренними зубьями шестерни ведущего вала. Подобным же образом происходит включение и остальных передач.

Механизм переключения коробки передач (см. рис. 43) состоит из трех ползунов 7, вилок 6, 11 и 15, закрепленных на ползунах стопорными винтами 3, пружинных фиксаторов 4, замка 5, предохраняющего от одновременного включения двух передач, пружинного замка заднего хода и рычага, установленного на крышке коробки передач на шаровой опоре. Схема положений рычага при включении различных передач показана на рис. 43.

Смазка коробки передач осуществляется маслом, заливаемым в ее картер через отверстие с резьбовой пробкой в крышке картера до уровня нижней кромки контрольного отверстия, расположенного в левой стенке картера. Для выпуска масла необходимо вывертывать две сливные пробки, так как нижняя часть картера коробки разделена внутренней перегородкой на два отсека. Подшипники валов и зубья шестерен коробки передач смазываются маслом, разбрызгиваемым шестернями. К игольчатым подшипникам шестерен 9, 12 и 14 масло поступает под давлением от шестеренчатого насоса 28, валик которого приводится во вращение от переднего конца промежуточного вала 27. Для подвода масла к игольчатым подшипникам предусмотрены канал 30 в крышке ведущего вала и сверления в ведущем и ведомом валах.

Рубрики: Дизельные автомобили |