Устройство коробки передач дизельного автомобиля — Часть 1

Июнь 12th, 2013

На автомобилях МАЗ и КрАЗ устанавливается пятиступенчатая коробка передач с повышающей пятой передачей, устройство которой показано на рис. 43.

Чугунный картер 18 коробки передач прикреплен болтами к картеру 2 сцепления. В картере установлены на шариковых и роликовых подшипниках ведущий 1, ведомый 17, промежуточный 27 валы и блок шестерен 20 и 21 заднего хода. Все шестерни, кроме шестерни 16 первой передачи, а также заднего хода вала ведомого и шестерни 20 блока шестерен заднего хода, находятся в зацеплении постоянно. Шестерни всех передач, за исключением 1-й передачи, а также заднего хода, имеют спиральные зубья. Шестерни 19 промежуточного вала и 29 ведущего вала изготовлены как одно целое со своими валами. Шестерни 22, 28, 24, 25 и 26 установлены на промежуточном валу на шпонках, а шестерни 9, 12 и 14 на ведомом валу — на игольчатых подшипниках. Шестерня 16 может перемещаться вдоль оси ведомого вала по шлицам, но вращается всегда заодно с валом.

Если двигатель работает и сцепление включено, то при нейтральном положении, показанном на рис. 43, в коробке передач вращаются: ведущий вал; промежуточный вал, шестерня 26 которого постоянно зацеплена с шестерней 29 ведущего вала; шестерни 9, 12 и 14 ведомого вала, постоянно зацепленные с шестернями 24, 23 и 22 промежуточного вала; блок шестерен заднего хода, шестерня 21 которого всегда зацеплена с шестерней 19 промежуточного вала. Ведомый вал во вращение не приводится, так как его шестерни 9, 12 и 14 свободно вращаются на нем на игольчатых подшипниках.

Устройство коробки передач дизельного автомобиля - Часть 1

Рис. 43. Коробка передач автомобилей МАЗ и КрАЗ: 1 – вал ведущий; 2 — картер сцепления; 3 — стопорный пиит вилки; 4 — фиксатор; 5 — замок; 6 — переключения четвертой и 5-й передач вилка; 7 — ползун; 8 — четвертой и пятой передач синхронизатор; 9 — пятой передачи вала ведомого шестерня; 10 — коробки крышка; 11 — вилка второй и 3-й передач; 12 — третьей передачи вала ведомого шестерня; 13 — второй и 3-й передач синхронизатор; 14 — 2-й передачи вала ведомого шестерня; 15 — первой передачи, а еще заднего хода вилка; 16 — шестерня передачи первой, а еще заднего хода вала ведомого; 17 — вал ведомый; 18 — коробки передач картер; 19 — 1-й передачи вала промежуточного шестерня; 20 и 21 шестерни (шестерен блок) хода заднего; 22 — 2-й передачи шестерня; 23 — 3-й передачи шестерня; 24 — 5-й передачи шестерня; 25 — отбора мощности шестерни; 26 — постоянного зацепления шестерня; 27 — вал промежуточный; 28 — насос масляный; 29 — вала ведущего шестерня; 30 — канал масляный.

Рубрики: Дизельные автомобили |