Устройство и принцип работы пятиступенчатой коробки передач дизельных автомобилей МАЗ и КрАЗ — Часть 1 из 2

Автомобиль МАЗ-502

Дизельный автомобиль МАЗ-502. Автор фото Игоррь, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

На дизельных автомобилях КрАЗ и МАЗ устанавливается коробка передач пятиступенчатая с пятой повышающей передачей. Ее устройство изображено на рисунке 1.

У коробки передач дизельных автомобилей МАЗ и КрАЗ чугунный картер 18 с помощью болтов прикреплен к картеру 2 сцепления. На роликовых шариковых и подшипниках в картере смонтированы ведомый вал 17, ведущий вал 1, промежуточный вал 27 и блок шестерен 21 и 20 заднего хода. Все шестерни, за исключением шестерни 16 1-ой передачи и заднего хода ведомого вала, а также шестерни 20 блока шестерен заднего хода, постоянно находятся в зацеплении.

У всех передач в коробке передач дизельных автомобилей МАЗ и КрАЗ шестерни имеют спиральные зубья, кроме шестерни 1-й передачи и заднего хода. Шестерни 29 ведущего вала и 19 промежуточного вала со своими валами выполнены как единое целое. Шестерни 26, 25, 24, 28, 22 на промежуточном валу установлены на шпонках, а шестерни 14, 12, 9 на ведомом валу установлены на игольчатых подшипниках. Вдоль оси ведомого вала шестерня 16 может двигаться по шлицам, но при этом она всегда вращается заодно с валом.

Если сцепление включено и дизельный двигатель на автомобиле МАЗ (КрАЗ) работает, то при изображенном на рисунке 1 нейтральном положении в коробке передач находятся во вращении: промежуточный вал, у которого шестерня 26 зацеплена постоянно с шестерней 29 вала ведущего; ведущий вал; блок шестерен заднего хода, у которого шестерня 21 постоянно находится в зацеплении с шестерней 19 промежуточного вала; шестерни 14, 12, 9 ведомого вала, находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями 23, 22, 24 промежуточного вала. Во вращение ведомый вал не приводится, потому что его шестерни 14, 12, 9 на нем свободно вращаются на игольчатых подшипниках.

Устройство пятиступенчатой коробки передач автомобилей КрАЗ и МАЗ

Рис. 1. Устройство пятиступенчатой коробки передач автомобилей КрАЗ и МАЗ: 2 — картер сцепления; 1 — ведущий вал; 4 — фиксатор; 3 — стопорный винт вилки; 6 — вилка переключения 4-ой и 5-ой передач; 5 — замок; 8 — синхронизатор 4-ой и 5-ой передач; 7 — ползун; 10 — крышка коробки передач; 9 — шестерня 5-ой передачи ведомого вала; 12 — шестерня 3-ей передачи ведомого вала; 11 — вилка 2-ой и 3-ей передач; 14 — шестерня 2-ой передачи ведомого вала; 13 — синхронизатор 2-ой и 3-ей передач; 16 — шестерня 1-ой передачи и заднего хода ведомого вала; 15 — вилка 1-ой передачи и заднего хода; 18 — картер коробки передач; 17 — ведомый вал; 20, 21 — шестерни (или блок шестерен) заднего хода; 19 — шестерня 1-ой передачи промежуточного вала; 23 — шестерня 3-ей передачи; 22 — шестерня 2-ой передачи; 25 — шестерни отбора мощности; 24 — шестерня 5-ой передачи; 27 — промежуточный вал; 26 — шестерня постоянного зацепления; 30 — масляный канал; 29 — шестерня ведущего вала; 28 — масляный насос.

Для включения первой передачи в коробке передач дизельных автомобилей МАЗ и КрАЗ при выключенном сцеплении передвигают шестерню 16 по шлицам ведомого вала вперед (по рис. 1 — влево) до зацепления с шестерней 19 промежуточного вала. Чтобы включить задний ход, передвигают шестерню 16 назад (вправо) до зацепления с шестерней 20 блока шестерен заднего хода (на рисунке блок шестерен условно повернут вниз).

Для включения второй, третьей, пятой и четвертой передач в коробке передач соединяют ведомый вал посредством синхронизатора 13 или 8 соответственно с шестернями 14, 12, 9 ведомого вала или с шестерней 29 ведущего вала. Тогда вращение соответствующей шестерни будет сообщаться ведомому валу.

Все части: 1 | 2