Устройство и принцип работы системы смазки дизельных двигателей ЯАЗ-204 (ЯАЗ-М204) и ЯАЗ-206 (ЯАЗ-М206) — Часть 2 из 3: Предохранительный, перепускной и регулирующий клапаны, масляный насос, фильтр грубой очистки масла

Автомобиль МАЗ-200

Дизельный автомобиль МАЗ-200. Автор фото Andshel, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

В дизельных двигателях ЯАЗ-204А и ЯАЗ-206А имеются три клапана, регулирующие давление и циркуляцию масла в системе смазки: предохранительный клапан 3 (рис. 1) масляного насоса, перепускной клапан 12 и регулирующий клапан 8.

Предохранительный (редукционный) клапан системы смазки дизелей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206

Предохранительный (редукционный) клапан 3 системы смазки дизельных двигателей ЯАЗ-206, ЯАЗ-204 помещен в корпусе масляного насоса и служит для предотвращения чрезмерного повышения давления в системе смазки холодного дизельного двигателя, когда масло имеет большую вязкость и плохо прокачивается по каналам. Пружина редукционного (предохранительного) клапана отрегулирована на давление 9,5 кг/см2; при более высоком давлении клапан пропускает часть масла из полости нагнетания насоса в полость всасывания.

Перепускной клапан системы смазки дизелей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206

Перепускной клапан 12 системы смазки дизельных двигателей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206 находится в корпусе масляного радиатора 11. Он предохраняет от значительного снижения количества масла, поступающего в канал 13 блока цилиндров при засорении фильтра 10 грубой очистки масла или масляного радиатора.

Пружина перепускного клапана системы смазки дизельных двигателей рассчитана на давление 2,8 кг/см2. Если общее сопротивление фильтра грубой очистки и масляного радиатора создаст большую разность давлений прямо на входе в фильтр и на выходе из масляного радиатора, перепускной клапан откроется и перепустит часть масла, поступающего к фильтру от масляного насоса, в канал 13 блока цилиндров, минуя фильтр и радиатор.

Устройство системы смазки дизельного двигателя ЯАЗ-206А: 1 — поддон картера; 2 — маслоприемник; 3 — предохранительный (редукционный) клапан; 4 — масляный насос; 5 — шатунный подшипник; 6 — наклонный масляный канал коленчатого вала двигателя; 7 — коренной подшипник; 8 — регулирующий (сливной) клапан; 9 — канал шатуна; 10 — фильтр предварительной (грубой) очистки масла; 11 — масляный радиатор; 12 — перепускной клапан масляного радиатора; 13 — горизонтальный канал блока цилиндров дизеля; 14, 15, 20 и 23 — вертикальные масляные каналы; 10 — вал уравновешивающего механизма; 17 — распределительный вал дизельного двигателя; 18 — ось коромысел; 19 — масляный канал головки цилиндров; 21 — канал подвода масла к подшипнику промежуточной шестерни привода распределительного механизма; 22 — трубка подвода масла к подшипнику вала привода нагнетателя; 24 — фильтр тонкой очистки масла; 25 — поперечные масляные каналы блока цилиндров

Рис. 1. Устройство системы смазки дизельного двигателя ЯАЗ-206А: 1 — поддон картера; 2 — маслоприемник; 3 — предохранительный (редукционный) клапан; 4 — масляный насос; 5 — шатунный подшипник; 6 — наклонный масляный канал коленчатого вала двигателя; 7 — коренной подшипник; 8 — регулирующий (сливной) клапан; 9 — канал шатуна; 10 — фильтр предварительной (грубой) очистки масла; 11 — масляный радиатор; 12 — перепускной клапан масляного радиатора; 13 — горизонтальный канал блока цилиндров дизеля; 14, 15, 20 и 23 — вертикальные масляные каналы; 10 — вал уравновешивающего механизма; 17 — распределительный вал дизельного двигателя; 18 — ось коромысел; 19 — масляный канал головки цилиндров; 21 — канал подвода масла к подшипнику промежуточной шестерни привода распределительного механизма; 22 — трубка подвода масла к подшипнику вала привода нагнетателя; 24 — фильтр тонкой очистки масла; 25 — поперечные масляные каналы блока цилиндров.

Регулирующий (сливной) клапан системы смазки дизелей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206

Регулирующий (сливной) клапан 8 системы смазки дизельных двигателей ЯАЗ-206, ЯАЗ-204, установленный на нижнем торце блока цилиндров, ограничивает максимальное давление в горизонтальном канале 13. Если давление превышает 3–3,5 кг/см2, сливной (регулирующий) клапан открывается и через него часть масла из канала сливается в поддон картера.

Величину давления в системе смазки дизельных двигателей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206 контролируют по показаниям масляного манометра, трубка которого присоединена к поперечному каналу в блоке цилиндров, сообщенному с горизонтальным каналом 13.

Масляный насос системы смазки дизелей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206

Масляный насос 4 шестеренчатого типа установлен на крышках первого и второго коренных подшипников коленчатого вала дизельных двигателей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 и приводится в действие от шестерни, установленной на переднем конце коленчатого вала, через промежуточную шестерню, осью которой служит цапфа кронштейна корпуса масляного насоса; цапфа смазывается под давлением маслом, поступающим к ней через отверстия в корпусе и кронштейне масляного насоса. Масляный насос снабжен сетчатым маслоприемником 2.

Фильтр грубой очистки масла системы смазки дизелей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206

В устройство фильтра грубой очистки масла, устанавливающегося в системе смазки дизельных двигателей ЯАЗ-206, ЯАЗ-204 (рис. 2) входят два фильтрующих элемента, состоящих из гофрированных цилиндрических стальных каркасов 3 и 5 и надетых на каркасы латунных сеток 4 и 6. Элемент меньшего диаметра помещен внутри элемента большого диаметра. Элементы закрыты колпаком 2, установленным на стержне 1, который прикреплен болтом 8 к корпусу 7 фильтра грубой очистки, отлитому как одно целое с корпусом масляного радиатора.

Устройство фильтра грубой очистки масла, устанавливающегося в системе смазки дизельных двигателей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206: 1 — стержень; 2 — колпак; 3 и 5 — стальной каркас; 4 и 6 — латунная сетка; 7 — корпус фильтра грубой очистки масла и масляного радиатора; 8 — болт крепления стержня; 9 — сливное отверстие

Рис. 2. Устройство фильтра грубой очистки масла, устанавливающегося в системе смазки дизельных двигателей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206: 1 — стержень; 2 — колпак; 3 и 5 — стальной каркас; 4 и 6 — латунная сетка; 7 — корпус фильтра грубой очистки масла и масляного радиатора; 8 — болт крепления стержня; 9 — сливное отверстие.

Масло, поступающее в корпус фильтра грубой очистки, проходит через сетки и очищается от сравнительно крупных частиц механических примесей. Отверстие 9 в корпусе фильтра, закрытое пробкой, служит для выпуска из фильтра отстоя.

Корпус фильтра грубой очистки масла и масляного радиатора прикреплен к верхней части картера дизельных двигателей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206.

Все части: 1 | 2 | 3

Воздушные и масляные Фильтры weichai