Устройство и действие системы смазки двигателей ЯАЗ — Часть 1. Подвод масла к деталям

Июнь 9th, 2013

В двигателях ЯАЗ-М204 и ЯЛЗ-М206 система смазки обеспечивает подвод масла под давлением к наиболее нагруженным деталям кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов. Остальные детали смазываются путем подвода к ним масла самотеком или разбрызгиванием.

Схема системы смазки двигателя ЯАЗ-М206А показана на рис. 14.

Устройство и действие системы смазки двигателей ЯАЗ - Часть 1. Подвод масла к деталям

Рис. 14. Схема системы смазки двигателя ЯАЗ-М200А: 1 — поддон картера; 2 — маслоприемник; 3 — предохранительный (редукционный) клапан; 4 — масляный насос; 5 — шагунный подшипник; 6 — наклонный масляный канал коленчатого нала; 7 — коренной подшипник; 8 — регулирующий (сливной) клапан; 9 — капал шатуна; 10 — фильтр предварительной (грубой) очистки масла; 11 — масляный радиатор; 12 — перепускной клапан масляного радиатора; 13 — горизонтальный канал блока цилиндров; 14, 15, 20 и 23 — вертикальные масляные каналы; 10 — вал уравновешивающего механизма; 17 — распределительный вал; 18 — ось коромысел; 19 — масляный канал головки цилиндров; 21 — канал подвода масла к подшипнику промежуточной шестерни привода распределительного механизма; 22 — трубка подвода масла к подшипнику вала привода нагнетателя; 24 — фильтр тонкой очистки масла; 25 — поперечные масляные каналы блока цилиндров.

Подвод масла к деталям двигателя осуществляется следующим образом. Масляный насос 4 подает масло из поддона 1 картера через фильтр 10 грубой очистки и масляный радиатор 11 в продольный горизонтальный канал 13 (масляную магистраль) блока цилиндров, сообщенный с системой каналов 14, 15, 20, 23 и 25 в блоке и каналом 19 в головке цилиндров. Из этих каналов масло под давлением поступает к коренным подшипникам 7 коленвала, крайним подшипником распределительного вала 17, подшипникам вала 16 уравновешивающего механизма, подшипнику промежуточной шестерни привода распределительного механизма (по каналу 21), подшипнику привода нагнетателя воздуха (через трубку 22, присоединенную к каналу 23 блока) и к втулкам коромысел привода клапанов и насосов-форсунок (через сообщенные с каналом 19 сверления в стойках осей 18 коромысел и в осях).

К шатунным подшипникам 5 масло идет из коренных подшипников по каналам наклонным 6 в шейках, а также щеках коленчатого вала, а к втулкам поршневых пальцев — по каналам 9 шатунов из шатунных подшипников. Часть масла, поступающего к поршневым пальцам, разбрызгивается через форсунки верхних головок шатунов на днища поршней для их охлаждения.

К промежуточным подшипникам распределительного вала масло поступает от его крайних подшипников по осевому и поперечным сверлениям в теле вала.

Стержни клапанов, толкатели насосов-форсунок, оси вилок коромысел, толкатели привода клапанов и насосов-форсунок, кулачки распределительного вала смазываются маслом, вытекающим из коромысел.

Масло, смазавшее подшипники распределительного вала, вала механизма уравновешивания и детали привода клапанов и насосов-форсунок, скапливается в полостях, в которых помещаются распределительный и уравновешивающий валы. Из этих полостей оно самотеком поступает к шестерням привода распределительного механизма и к нагнетателю воздуха, у которого смазывает шестерни и подшипники роторов.

Рубрики: Дизельные автомобили |