Виды схем сопротивлений пускового реостата для реостатного пуска электродвигателей троллейбуса на основании полученных из пусковой диаграммы величин сопротивлений

Троллейбус

На основании полученных из пусковой диаграммы величин сопротивлений отдельных ступеней составляется схема соединений пускового реостата для реостатного пуска электродвигателей троллейбуса, которая должна отвечать следующим основным требованиям:

1) по возможности обеспечивать расчетные значения выбранных ступеней;

2) иметь минимальное количество переключающих контакторов;

3) создавать, по возможности, равномерную нагрузку на отдельные секции сопротивления для уменьшения их общего объема;

4) обеспечивать переключения контакторов без разрыва тока.

Построение схем сопротивлений пускового реостата для реостатного пуска электродвигателей троллейбуса различается в зависимости от числа группировок электродвигателей и числа ступеней реостата. Для одной группировки электродвигателей троллейбуса сопротивления могут быть включены в одну группу при относительно малом числе ступеней.

Схема сопротивления для одной группировки электродвигателей с пятью реостатными ступенями, применяемая для реостатного пуска двигателей троллейбуса

Рис. 1. Схема сопротивления для одной группировки электродвигателей с пятью реостатными ступенями, применяемая для реостатного пуска двигателей троллейбуса.

На рис. 1 показана элементарная схема последовательно включенных секций сопротивлений для одной группировки двигателей, а в табл. 1 приведен порядок замыкания контакторов.

Таблица 1 — Порядок замыкания контакторов для схемы на рисунке 1.

Таблица 1 — Порядок замыкания контакторов для схемы на рисунке 1

Примечание. Крестиком отмечается замыкание контактора.

Схема сопротивления для одной группировки электродвигателей троллейбуса с пятью реостатными ступенями (см. рис. 1) имеет два недостатка: большое число контакторов 1, 2, 3, 4, равное числу переключаемых ступеней, и неполную нагрузку секции, поскольку, например, секция а участвует только в ¼, б — в ½ и в — в ¾ части пускового процесса.

В схеме сопротивления для одной группировки электродвигателей троллейбуса с шестью реостатными ступенями, показанной на рис. 2, частично устраняются указанные; недостатки. Благодаря образованию последней ступени сопротивления с помощью параллельных цепей получаются пять пусковых позиций при трех реостатных секциях. Все секции используются в процессе пуска электродвигателей троллейбуса не менее чем на двух позициях. Порядок замыкания контакторов рассматриваемой схемы дан в табл. 2.

Схема сопротивления для одной группировки электродвигателей с шестью реостатными ступенями, применяемая для реостатного пуска двигателей троллейбуса

Рис. 2. Схема сопротивления для одной группировки электродвигателей с шестью реостатными ступенями, применяемая для реостатного пуска двигателей троллейбуса.

Таблица 2 — Порядок замыкания контакторов для схемы на рисунке 2.

Таблица 2 — Порядок замыкания контакторов для схемы на рисунке 2

На рис. 3 приведена схема с четырьмя реостатными секциями, при которой шесть пусковых позиций получаются с помощью четырех контакторов. Здесь каждая секция используется не менее чем на трех ступенях. Порядок замыкания контакторов для схемы, изображенной на рис. 3, показан в табл. 3.

Схема сопротивления с четырьмя реостатными секциями для одной группировки электродвигателей с шестью реостатными ступенями, применяемая для реостатного пуска двигателей троллейбуса

Рис. 3. Схема сопротивления с четырьмя реостатными секциями для одной группировки электродвигателей с шестью реостатными ступенями, применяемая для реостатного пуска двигателей троллейбуса.

Таблица 3 — Порядок замыкания контакторов для схемы на рисунке 3.

Таблица 3 — Порядок замыкания контакторов для схемы на рисунке 3

На рис. 4 показана так называемая верньерная схема, применяемая для реостатного пуска электродвигателей троллейбуса, при которой сопротивление разбивается на две группы: одна группа с регулируемым и другая с нерегулируемым сопротивлением. В начале пуска обе группы соединяются последовательно, а затем параллельно. Порядок замыкания контакторов в приведенной верньерной схеме дан в табл. 4.

Верньерная схема сопротивления, применяемая для реостатного пуска электродвигателей троллейбуса

Рис. 4. Верньерная схема сопротивления, применяемая для реостатного пуска электродвигателей троллейбуса.

Главным преимуществом этой схемы является относительно небольшое число контакторов:

Формула

где k — число контакторов;
n — число ступеней.

Таблица 4 — Порядок замыкания контакторов для верньерной схемы на рисунке 4.

Таблица 4 — Порядок замыкания контакторов для верньерной схемы на рисунке 4

Рассмотренные схемы пусковых сопротивлений для реостатного пуска электродвигателей троллейбуса могут быть также использованы для соединения сопротивлений цепи параллельной обмотки возбуждения.

Пример построения пусковых характеристик для верньерной схемы, применяемой для реостатного пуска электродвигателей троллейбуса

Рис. 5. Пример построения пусковых характеристик для верньерной схемы, применяемой для реостатного пуска электродвигателей троллейбуса.

Таблица 5 — Порядок замыкания контакторов для схемы на рисунке 5.

Таблица 5 — Порядок замыкания контакторов для схемы на рисунке 5

Таблица 6 — Сопоставление выбранных и предварительных сопротивлений.

Таблица 6 — Сопоставление выбранных и предварительных сопротивлений