Приборы освещения и сигнализации, контрольные приборы и общая схема электрооборудования дизельных автомобилей МАЗ и КрАЗ

Автомобиль МАЗ-200

Дизельный автомобиль МАЗ-200. Автор фото Homoatrox, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Приборы освещения и сигнализации дизельных автомобилей

Устройство приборов освещения и сигнализации дизельных автомобилей отличается от устройства этих приборов у автомобилей с карбюраторными двигателями только тем, что у дизельных автомобилей приборы рассчитаны на напряжение 24 В.

К приборам освещения дизельных автомобилей МАЗ и КрАЗ относятся фары, передние габаритные фонари (подфарники), задний фонарь, плафоны освещения кабины, лампы освещения щитка приборов. На бортовых дизельных автомобилях имеется розетка для подключения осветительных и сигнальных приборов прицепа. В число приборов сигнализации входят звуковые сигналы и световые мигающие указатели поворотов (передние указатели поворотов — комбинированные с передними габаритными фонарями). Цепи освещения и сигнализации защищены тремя плавкими предохранителями.

Контрольные приборы дизельных автомобилей

Дизельные автомобили МАЗ и КрАЗ оборудованы следующими контрольными приборами: термовибрационными (электроимпульсными) указателями температуры воды и давления воздуха в бачке пускового подогревателя, масляным манометром, спидометром со счетчиком пройденного пути, контрольными лампами дальнего света и указателя поворотов. Устройство указанных приборов такое же, как и у автомобилей с карбюраторными двигателями.

Кроме того, на дизельных автомобилях МАЗ и КрАЗ с дизельными двигателями ЯАЗ-204А и ЯАЗ-206А имеется тахометр — указатель числа оборотов в минуту коленчатого вала дизельного двигателя. Тахометр установлен на щитке приборов дизельного автомобиля и приводится в действие гибким валом от штифта, запрессованного в отверстие заднего торца распределительного вала дизельного двигателя. Принцип действия тахометра такой же, как и у спидометра, но его шкала имеет градуировку по числу оборотов коленчатого вала в минуту.

Общая схема электрооборудования дизельных автомобилей

Схема электрооборудования дизельных автомобилей МАЗ-200 и МАЗ-205 показана на рис. 1. Такая же схема применяется для дизельных автомобилей КрАЗ.

Соединение проводов у этих дизельных автомобилей выполнено по однопроводной системе (вторым проводом является «масса» дизельного автомобиля, с которой соединяются отрицательные полюсы источников тока).

Как видно из рис. 1, схема электрооборудования дизельных автомобилей МАЗ и КрАЗ аналогична схемам электрооборудования автомобилей с карбюраторными двигателями. У части дизельных автомобилей первых выпусков в связи с тем, что напряжение в системе равно 24 В, а указатель 45 температуры охлаждающей жидкости и указатель 36 давления в бачке пускового подогревателя временно изготавливались под напряжение 12 В, их включение осуществлялось через делитель напряжения 32.

Схема электрооборудования дизельных автомобилей МАЗ-200 и МАЗ-205

Рис. 1. Схема электрооборудования дизельных автомобилей МАЗ-200 и МАЗ-205: 1 — подфарник и передний указатель поворота; 2 — фара; 3 — соединительная панель; 4 — пучок проводов электрооборудования дизельного двигателя; 5 — соединительная муфта; 6 — генератор; 7 — пучок проводов между фарами; 8 — калильный воспламенитель; 9 — электродвигатель вентилятора подогревателя дизельного двигателя; 10 — запальная свеча; 11 — катушка зажигания подогревателя воздуха; 12 — стартер; 13 — звуковой сигнал; 14 — розетка переносной лампы; 15 — датчик указателя давления и бачке подогревателя двигателя; 16 — пучок проводов подогревателя; 17 — датчик указателя температуры воды; 18 — реле-регулятор; 19 — аккумуляторная батарея; 20 — перемычка аккумуляторных батарей; 21 — центральный переключатель света; 22 — прерыватель указателей поворота; 23 — контрольная лампа указателей поворота; 24 — переключатель указателей поворота; 25 — манометр пневматического привода тормозов; 26 — переключатель света щитка приборов и плафона; 27 — включатель фонари подкузовной подставки (МАЗ-ЭД5); 28 — плафон кабины; 29 — переключатель электродвигателей подогревателя и отопителя; 30 — электродвигатель вентилятора отопителя; 31 — масляный манометр; 32 — делитель напряжения; 33 — переключатель приборов; 34 — указатель оборотов коленчатого вала (тахометр); 35 — кнопка включения стартера; 36 — указатель давления в бачке пускового подогревателя дизельного двигателя; 37 — кнопка включения калильного воспламенителя; 38 — указатель уровня топлива; 39 — включатель подогревателя воздуха или электродвигателя вентилятора кабины; 40 — контрольный фонарь подогревателя воздуха; 41 — амперметр; 42 — контрольная лампа дальнего света; 43 — указатель поворота задний; 44 — лампа освещения приборов; 45 — указатель температуры воды; 46 — электродвигатель вентилятора кабины; 47 — пучок проводов по лонжерону; 48 — фонарь подкузовной подсветки; 49 — пучок проводов задних указателей поворота; 50 — розетка питания света прицепа; 51 — задний фонарь; 52 — пучок проводов розетки; 53 — включатель сигнала «Стоп»; 54 — датчик указателя уровня топлива; 55 — кнопка сигнала; 56 — ножной переключатель света фар; 57 — блок предохранителей с плавкими вставками; 58 — пучок проводов основной.