Конструктивные особенности семейства дизельных автомобилей МАЗ-500 — Часть 1 из 2: Общие сведения об автомобиле, двигатель, коробка передач, карданная передача

Автомобиль МАЗ-500

Дизельный автомобиль МАЗ-500. Автор фото Triple-green, CC BY-SA 2.0, через Викисклад.

С 1965 г. Минский автомобильный завод стал производить семейства грузовых автомобилей МАЗ в составе дизельного автомобиля МАЗ-500 грузоподъемностью 7,5 г с кузовом типа «платформа с бортами», автомобиля-самосвала с ковшовой платформой MA3-503 (7 г) и седельного тягача МАЗ-504, способного буксировать полуприцепы общим весом до 18 т (полезная грузоподъемность автопоезда в составе тягача МАЗ-504 и полуприцепа МАЗ-5245 равна 14 т).

Помимо этих моделей, выпускается несколько их модификаций, в том числе дизельный автомобиль-самосвал МДЗ-503Б с автоматически открывающимся и закрывающимся задним бортом, дизельный автомобиль-лесовоз МАЗ-509 с приводом на все колеса и другие.

Характерной особенностью дизельных автомобилей семейства МАЗ-500 является их компоновка с расположением кабины над двигателем, которая дает возможность лучше использовать габаритную длину дизельного автомобиля для размещения груза, увеличить полезную грузоподъемность за счет большей загрузки передней оси при сохранении допустимой по дорожным условиям нагрузки на заднюю ось и улучшить обзорность дороги с места водителя.

Чтобы обеспечить удобство доступа к двигателю, рулевому управлению и другим механизмам, расположенным в передней части дизельного автомобиля, для их обслуживания, кабина может быть опрокинута вокруг передних шарнирных опор вперед на угол до 42°. Усилие, требующееся для опрокидывания, уменьшается вследствие действия помещенных под кабиной спиральных пружин, уравновешивающих большую часть ее веса.

Основные сведения об установленном на дизельных автомобилях семейства МАЗ-500 двигателе ЯМЗ-236 и о его системе питания приведены в статьях Общее устройство дизельных двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238, Четырехтактный рабочий цикл дизельных двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238, Общее устройство кривошипно-шатунного механизма дизельных двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238, Общее устройство газораспределительного механизма дизельных двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238, Общее устройство системы смазки дизельных двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238.

Сухое однодисковое сцепление с одной центральной пружиной по устройству такое же, как и у дизельных автомобилей МАЗ-200, МАЗ-200В и МАЗ-205, но в приводе сцепления у дизельных автомобилей семейства МАЗ-500 установлен пневматический усилитель, значительно уменьшающий силу нажатия на педаль при выключении сцепления за счет энергии сжатого воздуха, поступающего к усилителю из пневматической системы дизельного автомобиля.

Пятиступенчатая коробка передач аналогична коробке передач дизельных автомобилей семейства МАЗ-200, но снабжена дистанционным приводом управления переключением передач, поскольку у дизельных автомобилей семейства МАЗ-500 рабочее место водителя вынесено вперед по отношению коробки передач. Соединение рычага с приводом управления сохраняется и при опрокидывании кабины, но при этом рычаг должен находиться в нейтральном положении.

Карданная передача дизельных автомобилей МАЗ-500 состоит из одного карданного вала и двух шарниров. Передний конец вала снабжен скользящим шлицевым соединением.

Все части: 1 | 2

Гинеколог в химках рейтинг лучших гинекологов.