Семейство автомобилей МАЗ-500 — Часть 1. Общие сведения

Июнь 13th, 2013

123С 1965 г. Минский автомобильный завод перешел на производство нового семейства грузовых автомобилей МАЗ в составе автомобиля МАЗ-500 грузоподъемностью 7,5 г с кузовом типа «платформа с бортами», автомобиля-самосвала с ковшовой платформой MA3-503 (7 г) и седельного тягача МАЗ-504, способного буксировать полуприцепы общим весом до 18 т (полезная грузоподъемность автопоезда в составе тягача МАЗ-504 и полуприцепа МАЗ-5245 равна 14 т).

Помимо этих моделей, выпускается несколько их модификаций, в том числе автомобиль-самосвал МДЗ-503Б с автоматически открывающимся и закрывающимся задним бортом, автомобиль-лесовоз МАЗ-509 с приводом на все колеса и другие.

Характерной особенностью автомобилей семейства МАЗ-500 является их компоновка с расположением кабины над двигателем, которая дает возможность лучше использовать габаритную длину автомобиля для размещения груза, увеличить полезную грузоподъемность за счет большей загрузки передней оси при сохранении допустимой по дорожным условиям нагрузки на заднюю ось и улучшить обзорность дороги с места водителя.

Чтобы обеспечить удобство доступа к двигателю, рулевому управлению и другим механизмам, расположенным в передней части автомобиля, для их обслуживания, кабина может быть опрокинута вокруг передних шарнирных опор вперед на угол до 42°. Усилие, требующееся для опрокидывания, уменьшается вследствие действия помещенных под кабиной спиральных пружин, уравновешивающих большую часть ее веса.

Основные сведения об установленном на автомобилях семейства МАЗ-500 двигателе ЯМЭ-236 и о его системе питания приведены выше на стр. 42—52 и 83—94. Сухое однодисковое сцепление с одной центральной пружиной но устройству такое же, как и у автомобилей МАЗ-200, МАЗ-200В и МАЗ-205, но в приводе сцепления у автомобилей семейства МАЗ-500 установлен пневматический усилитель, значительно уменьшающий силу нажатия на педаль при выключении сцепления за счет энергии сжатого воздуха, поступающего к усилителю из пневматической системы автомобиля.

Пятиступенчатая коробка передач аналогична коробке передач автомобилей семейства МАЗ-200, но снабжена дистанционным приводом управления переключением передач, поскольку у автомобилей семейства МЛЗ-500 рабочее место водителя вынесено вперед по отношению коробки передач. Соединение рычага с приводом управления сохраняется и при опрокидывании кабины, но при этом рычаг должен находиться в нейтральном положении.

Карданная передача автомобилей МАЗ-500 состоит из одного карданного вала и двух шарниров. Передний конец вала снабжен скользящим шлицевым соединением.

Рубрики: Дизельные автомобили |