Рулевые управления автомобиля и безопасность авто — Часть 8. Выводы оценки рулевого механизма типа червяк

Июнь 20th, 2013

Надежность рулевых механизмов всех типов в основном определяется сохранностью регулировки натяга в зацеплении рабочей пары, герметичностью узла, отсутствием возможности попадания в смазочный материал абразивных частиц и интенсивностью увеличения зазоров в шарнирных соединениях. Причем показатели по этим параметрам должны быть не ниже требований действующих в стране нормативных актов.

Оценивая рулевой механизм типа червяк — ролик в отношении применимости к легковым автомобилям малого, а также особо малого классов, можно сделать следующие выводы.

1. Благодаря хорошей герметизации (всего два самоподвижных сальника) и отсутствию наружных чехлов этот механизм может быть размещен в любом месте передка автомобиля, крайне неблагоприятном с точки зрения попадания грязи, ударов частиц покрытия дороги, задевания за растительность и другие посторонние предметы.

2. Компоновочное размещение такого рулевого механизма в ряде случаев крайне затруднено или даже невозможно в связи с необходимостью обеспечения достаточного пространства для движения сошки и маятникового рычага и сосредоточением основной массы механизма в картере, что резко увеличивает его размеры.

3. При конструировании необходимо вводить среднюю тягу рулевой трапеции и поддерживающий ее маятниковый рычаг.

4. При отходе от среднего положения передаточное число рулевого управления возрастает.

5. Для повышения передаточного числа рабочей пары необходимо увеличение межцентрового расстояния и удлинение червяка.

6. При необходимости уменьшения размеров механизма резкое увеличение кривизны рабочих поверхностей витка червяка и гребней ролика вызывает значительное возрастание контактных напряжений, что требует применения для червяка и ролика высоколегированных сталей и их специальной термической обработки (цементация червяка, дополнительный отпуск ролика после цементации).

Оценивая с этих точек зрения рулевой механизм типа шестерня — рейка, следует подчеркнуть, что кроме того, что все перечисленные недостатки механизма предыдущего типа отпадают такие механизмы имеют ряд специфических достоинств.

1. При отходе от среднего положения передаточное число рулевого управления уменьшается, что улучшает управляемость.

2. Размещение на щите передка, сзади двигателя, в зоне меньшей деформации кузова при фронтальном ударе, что значительно повышает травмобезопасность, позволяет вести установку такого рулевого механизма с минимальным количеством специальных травмобезопасных устройств.

3. Возможность изготовления рейки из стали 40 или 40Х, закаленной с нагревом ТВЧ только зубьев.

Рубрики: Безопасность конструкции автомобиля | Теги: , , , , ,