Рулевое управление автомобилем и безопасность конструкции — Часть 16: Схема для расчета усилия осевого смещения шлицевого вала рулевого управления с энергопоглощающим элементом телескопирующего типа

Автомобиль

Сила контактного давления определяется из условия совместности деформации втулки и вала в точках их контактирования. Это условие будет следующим:

Формула

Где WН и WВ — радиальные перемещения точек соответственно втулки и вала в месте их контактирования; Δ — радиальный натяг в шлицевом соединении.

Жесткость вала значительно больше жесткости втулки, поэтому можно с достаточной для практических целей точностью считать, что |WВ|=0. Тогда условие (31) примет вид:

Формула

При определении радиальных перемещений во втулке каждая ее перемычка (рис. 57) рассматривается как балка переменного сечения, состыкованная в левом и правом сечениях I—I и VI—VI с цилиндрическими оболочками и нагруженная в точках Б и С сосредоточенными силами Р. Тогда:

Формула

Где ωОб — радиальное перемещение цилиндрической оболочки в крайнем сечении; ωБ — прогиб балки в точках В и С.

Схема для расчета усилия осевого смещения шлицевого вала

Рис. 57. Схема для расчета усилия осевого смещения шлицевого вала.

При определении ωОб цилиндрическая часть втулки рассматривается как полубесконечная оболочка, нагруженная в крайнем сечении распределенными по длине окружности силами Q0 и моментами МД.

При нахождении ωБ перемычка рассматривается как балка переменного сечения, шарнирно закрепленная по краям и нагруженная силами P, моментами MOS и силами QOS. В данном случае S=0,5πRС (где RC — средний радиус оболочки).

Пользуясь методом Мора, определим прогиб балки ωБ в сечениях B и B:

Формула

Где l — длина прорези на втулке; k1 k2 и k3—коэффициенты, определяющие длины шлицованной и гладкой частей прорези; J1 и J2 — моменты инерции секторов соответственно сечений II—II и III—III.

Радиальное перемещение цилиндрической оболочки:

Формула

– цилиндрическая жесткость оболочки (E — модуль упругости; h — толщина оболочки; μ — коэффициент Пуассона).

Найденные значения ωОб и ωБ позволяют определить ωИ. Подставив ωН в уравнение (33), получим:

Формула

Формула

Это уравнение содержит два неизвестных М0 и Q0. Для их определения необходимо составить еще одно уравнение, приравняв углы поворота крайних сечений балки А и D углу поворота конечного сечения оболочки, получим недостающее уравнение:

Формула

Пользуясь также методом Мора, найдем:

Формула

Угол поворота сечения оболочки определим по формуле:

Формула

Подставляя выражения (36) и (37) в уравнение (35), получим:

Формула

Решая совместно систему уравнений (34) и (38) и учитывая, что S=0,5πR, получим:

Формула

Где:

Формула

В связи с тем, что при нарезании шлицев во втулке протяжка не ориентируется по отношению к перемычкам, зубья шлицев могут располагаться в различных угловых положениях по отношению к средней продольной плоскости перемычки (балки). На рис. 58 показаны возможные крайние варианты расположения зубьев шлицев. Подсчитанное значение P связано с величиной Pд. с, входящей в формулу для определения усилия запрессовки, следующим выражением:

Формула

Крайние варианты расположения зубьев шлицев

Рис. 58. Крайние варианты расположения зубьев шлицев.

При конструкторских разработках, задавая усилие запрессовки (сдвига) и назначая размеры вала и втулки, можно найти требуемый радиальный натяг:

Формула

Все части: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16

Купить цветные линзы illusion colors elegance Glavlinza.