Ремни безопасности автомобиля — Часть 2. Основные размеры манекена и конструктивные особенности сиденья

Июнь 20th, 2013

В настоящее время в международных предписаниях регламентированы основные параметры конструкции манекена (рис. 61, а), требования к его размещению на тележке (рис. 61, б) и регулировке перед проведением испытаний. Манекен имеет сравнительно несложную конструкцию. В ней отсутствуют элементы, моделирующие те части тела человека, которые могут повлиять на стабильность результатов испытаний. Элементы каркаса манекена изготавливаются из стали, а само «тело» — из полиуретана твердостью 50—60 единиц по Шору.

Таким образом, манекен, используемый в динамических испытаниях ремней безопасности, представляет собой довольно жесткую конструкцию с минимальным числом степеней свободы движения его элементов.

Ремни безопасности автомобиля - Часть 2. Основные размеры манекена и конструктивные особенности сиденья

Рис. 61. Основные размеры манекена и конструктивные особенности сиденья, применяемых при испытаниях ремней безопасности: а — основные размеры манекена; о — расположение контрольных точек; в — размеры сиденья и точек A крепления ремней безопасности на стенде; P — центр тяжести; T — контрольная точка груди; B — контрольная точка бедра.

Параметры сиденья для тележки, используемого в динамических испытаниях ремней безопасности, выбирают исходя из того, что, с одной, стороны, сиденье должно имитировать современное автомобильное сиденье и отвечать требованиям к посадке человека в автомобиле, а с другой — быть достаточно прочным и обладать стабильными свойствами, обеспечивающими высокую повторяемость результатов испытаний.

Исходя из последних требований, с целью исключения влияния на результаты испытаний деформации, фрикционных свойств мягких элементов сиденья, в международных предписаниях принят метод динамических испытаний ремней безопасности, основанный на использовании сиденья с жесткими и гладкими поверхностями.

Уместно отметить, что в первых редакциях Правил ООН № 16 нормировались только глубина сиденья (450 мм) и углы, образуемые сиденьем и горизонталью (10°), а также сиденьем и его спинкой (90°). Отсутствие данных по ширине сиденья и его спинки, а также параметра, характеризующего посадку манекена (расстояние от сиденья до точки «пятка»), часто приводило к несопоставимости результатов испытаний, проводимых разными техническими службами. В последней редакции Правил ООН № 16 (поправки серии 03) введены новые параметры (рис. 61, в), в большей степени обеспечивающие единообразие условий проведения испытаний. В связи с этим необходимо отметить ряд важных особенностей введения этих поправок.

Сравнивая соответствующие размеры сиденья (рис. 61, в) и манекена (рис. 61, а), можно заметить, что ширина сиденья и его спинки в месте их пересечения, а также ширина спинки в верхней ее части имеет меньше значение по сравнению с соответствующими им размерами манекена на уровне плеч (на 65 мм) и тазобедренного шарнира (на 40 мм). Этим достигается единообразие во взаимном расположении ремня и манекена и исключается контакт элементов ремня с сиденьем в процессе перемещения манекена при резком замедлении тележки. Введение параметра, характеризующего положение точки «пятка», дает возможность определить положение центра тяжести манекена при его изготовлении и размещении на тележке перед испытаниями (рис. 61, в).

Рубрики: Безопасность конструкции автомобиля | Теги: , , , ,