Устройство и принцип работы раздаточной коробки дизельных автомобилей КрАЗ — Часть 3 из 3 (окончание)

Автомобиль КрАЗ-214

Дизельный автомобиль КрАЗ-214. Автор фото Matti Blume, CC BY-SA 4.0, через Викисклад.

Поскольку межосевой дифференциал при недостаточном сцеплении колес дизельных автомобилей КрАЗ одного из ведущих мостов с поверхностью дороги может вызвать их буксование (при невращающихся колесах второго ведущего моста), конструкция раздаточной коробки дизельных автомобилей КрАЗ предусматривает возможность блокировки межосевого дифференциала. Блокировка осуществляется передвижением зубчатой муфты 12 вперед до зацепления с зубчатым венцом шестерни 14, в результате чего эта шестерня, а через сателлиты дифференциала 15 также и шестерня 16 будут жестко связаны с валом 21 и действие дифференциала будет прекращено.

Включение коробки отбора мощности на дизельных автомобилях КрАЗ производят передвижением шестерни 3 по шлицам вала 5 до зацепления с промежуточной шестерней 6.

Управление дополнительной коробкой на дизельных автомобилях КрАЗ, а также межосевым дифференциалом и коробкой отбора мощности происходит с помощью трех рычагов, схема положений которых показана на рис. 1. Переключение передач дополнительной коробки рекомендуется производить при неподвижном автомобиле КрАЗ и нейтральном положении рычага коробки передач. Если включение повышающей или понижающей передачи затруднено, следует при работающем двигателе выключить сцепление, включить в коробке передач первую или вторую передачу, затем включить и снова выключить сцепление, чтобы повернулись шестерни дополнительной коробки, после чего включить требуемую передачу в ней.

Устройство раздаточной коробки дизельных автомобилей КрАЗ: 1 — ведущий вал; 2 и 19 — шестерни понижающей передачи; 3, 6 и 8 — шестерни отбора мощности; 4 — картер коробки отбора мощности; 5 — вал отбора мощности; 7 — ось промежуточной шестерни отбора мощности; 9 и 17 — шестерни повышающей передачи; 10 и 16 — шестерни привода среднего моста; 11 — вал привода среднего моста; 12 — муфта блокировки межосевого дифференциала; 13 — картер раздаточной коробки; 14 — шестерня привода заднего моста; 15 — межосевой дифференциал; 18 — синхронизатор; 20 — катер дополнительной коробки; 21 — промежуточный вал

Рис. 1. Устройство раздаточной коробки дизельных автомобилей КрАЗ: 1 — ведущий вал; 2 и 19 — шестерни понижающей передачи; 3, 6 и 8 — шестерни отбора мощности; 4 — картер коробки отбора мощности; 5 — вал отбора мощности; 7 — ось промежуточной шестерни отбора мощности; 9 и 17 — шестерни повышающей передачи; 10 и 16 — шестерни привода среднего моста; 11 — вал привода среднего моста; 12 — муфта блокировки межосевого дифференциала; 13 — картер раздаточной коробки; 14 — шестерня привода заднего моста; 15 — межосевой дифференциал; 18 — синхронизатор; 20 — катер дополнительной коробки; 21 — промежуточный вал.

Межосевой дифференциал можно выключать (блокировать) при неподвижном положении и во время движения дизельного автомобиля КрАЗ по ровной дороге, но при условии, что в это время не происходит буксования колес, так как в противном случае может произойти поломка зубьев блокирующей муфты.

Коробку отбора мощности на дизельных автомобилях КрАЗ включают в указанной ниже последовательности:
1) ставят рычаг дополнительной коробки в нейтральное положение;
2) выключают сцепление и включают требуемую передачу в коробке передач;
3) включают рычагом коробку отбора мощности;
4) плавно отпускают педаль сцепления.

Смазка раздаточной коробки на дизельных автомобилях КрАЗ производится маслом, заливаемым через отверстие наливной горловины на левой стороне переднего картера до уровня нижней кромки отверстия. Выпуск отработавшего масла производится через сливные отверстия обоих картеров.

Все части: 1 | 2 | 3