Устройство и принцип работы раздаточной коробки дизельных автомобилей КрАЗ — Часть 1 из 3

Автомобиль КрАЗ-219

Дизельный автомобиль КрАЗ-219. Автор фото Red 81, CC BY-SA 4.0, через Викисклад.

Установленная на трехосных дизельных автомобилях КрАЗ раздаточная коробка конструктивно объединена с дополнительной коробкой, коробкой отбора мощности и межосевым дифференциалом.

Раздаточная коробка служит для того, чтобы распределить крутящий момент между средним и задним ведущими мостами дизельного автомобиля КрАЗ.

Дополнительная коробка дает возможность увеличивать подводимый к ведущим колесам крутящий момент при движении автомобиля КрАЗ по неблагоустроенным дорогам и бездорожью.

Межосевой дифференциал допускает возможность вращения колес среднего и заднего мостов с неодинаковой скоростью, что необходимо при движении на неровной дороге для снижения нагрузок на детали трансмиссии и уменьшения износа шин.

Коробка отбора мощности приводит в действие механизм подъема платформы автомобиля-самосвала КрАЗ-222Б (у дизельных автомобилей КрАЗ-219Б и КрАЗ-221Б коробку отбора мощности не ставят).

Устройство раздаточной коробки дизельных автомобилей КрАЗ: 1 — ведущий вал; 2 и 19 — шестерни понижающей передачи; 3, 6 и 8 — шестерни отбора мощности; 4 — картер коробки отбора мощности; 5 — вал отбора мощности; 7 — ось промежуточной шестерни отбора мощности; 9 и 17 — шестерни повышающей передачи; 10 и 16 — шестерни привода среднего моста; 11 — вал привода среднего моста; 12 — муфта блокировки межосевого дифференциала; 13 — картер раздаточной коробки; 14 — шестерня привода заднего моста; 15 — межосевой дифференциал; 18 — синхронизатор; 20 — катер дополнительной коробки; 21 — промежуточный вал

Рис. 1. Устройство раздаточной коробки дизельных автомобилей КрАЗ: 1 — ведущий вал; 2 и 19 — шестерни понижающей передачи; 3, 6 и 8 — шестерни отбора мощности; 4 — картер коробки отбора мощности; 5 — вал отбора мощности; 7 — ось промежуточной шестерни отбора мощности; 9 и 17 — шестерни повышающей передачи; 10 и 16 — шестерни привода среднего моста; 11 — вал привода среднего моста; 12 — муфта блокировки межосевого дифференциала; 13 — картер раздаточной коробки; 14 — шестерня привода заднего моста; 15 — межосевой дифференциал; 18 — синхронизатор; 20 — катер дополнительной коробки; 21 — промежуточный вал.

Раздаточная коробка дизельных автомобилей КрАЗ располагается за коробкой передач и крепится спереди к поперечине рамы, а сзади к ее продольным балкам при помощи кронштейнов.

Устройство раздаточной коробки дизельных автомобилей КрАЗ показано на рис. 1. Картеры 20 дополнительной и 13, входящие в устройство раздаточной коробки, соединены между собой болтами. Сверху к картеру дополнительной коробки прикреплен картер 4 коробки отбора мощности. В этих картерах установлены на шариковых подшипниках и роликовых ведущий вал 1 дополнительной коробки, промежуточный вал 21, являющийся одновременно и ведущим валом раздаточной коробки, вал 11 привода среднего моста, вал привода заднего моста (в связи с тем, что коробка изображена в разрезе, этот вал на рисунке не показан), вал 5 отбора мощности и неподвижно укреплена ось 7.

Ведущий вал 1 соединен коротким карданным валом, имеющим два шарнира, с ведомым валом коробки передач, а валы привода мостов — карданными передачами с валами ведущих шестерен главной передачи среднего и заднего мостов дизельных автомобилей КрАЗ.

Все части: 1 | 2 | 3