Принцип работы двигателя внутреннего сгорания мотоцикла — Часть 2 из 2: Что такое рабочий цикл, мертвые точки, ход поршня, такт, объемы камер и цилиндра

Мотоцикл М-72

Мотоцикл М-72. Автор фото Andrzej Otrębski, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Рабочим циклом у двигателя внутреннего сгорания мотоцикла называются последовательные процессы, во время которых осуществляется преобразование в механическую работу тепловой энергии и которые повторяются в каждом цилиндре с некоторой периодичностью.

Мертвыми точками называют крайние положения, которые при перемещении в цилиндре двигателя внутреннего сгорания мотоцикла занимает поршень (см. рисунок 2).

Основные определения по рабочему циклу двигателя внутреннего сгорания мотоцикла

Рис. 2. Основные определения по рабочему циклу двигателя внутреннего сгорания мотоцикла.

Мертвыми эти точки называются потому, что поршень в момент изменения направления своего движения в цилиндре двигателя внутреннего сгорания мотоцикла в этих точках на мгновение останавливается. Но энергия, накопленная маховиком, заставляет коленчатый вал поворачиваться, а поршень — продолжать движение в обратном направлении.

Нижней мертвой точкой называют такое расположение поршня в цилиндре ДВС, при котором он находится на самом маленьком расстоянии от оси коленвала двигателя мотоцикла. Сокращенно ее называют НМТ.

Верхней мертвой точкой называют такое расположение поршня в цилиндре двигателя внутреннего сгорания мотоцикла, при котором поршень находится на самом большом расстоянии от оси коленвала. Сокращенно ее называют ВМТ.

Ходом поршня называют расстояние, которое поршень проходит между мертвыми точками.

Тактом называют часть рабочего цикла ДВС, которая происходит за один ход поршня.

У двигателя внутреннего сгорания мотоцикла рабочий цикл может происходить за 2 или 4 хода поршня. Такие ДВС называют соответственно двухтактными и четырехтактными двигателями.

Объемом камеры сжатия либо объемом камеры сгорания называют такой объем, который заключен между головкой цилиндра двигателя внутреннего сгорания мотоцикла и днищем поршня во время его нахождения в верхней мертвой точке.

Рабочим объемом цилиндра двигателя мотоцикла называют объем, который освобождается поршнем во время его перемещения до нижней мертвой точки от верхней. Его измеряют в кубических сантиметрах.

Рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания мотоцикла называют рабочий объем цилиндра в одноцилиндровых двигателях мотоциклов и сумму рабочих объемов всех имеющихся цилиндров во многоцилиндровых ДВС. Если измерение происходит в литрах, используют термин «литраж двигателя».

Двигатели внутреннего сгорания мотоциклов-одиночек в зависимости от рабочего объема делятся на следующие классы: с максимальным рабочим объемом двигателя до 100, 125, 250, 350, 500, 750, 1000 см3.

Двигатели внутреннего сгорания мотоциклов с коляской делятся на следующие классы: с максимальным рабочим объемом двигателя до 350, 500, 750, 1000 см3.

Полным объемом цилиндра ДВС называют сумму объема цилиндра и объема камеры сгорания.

Степенью сжатия называют отношение полного объема цилиндра мотоциклетного двигателя внутреннего сгорания к объему камеры сгорания.

Основные данные двигателей внутреннего сгорания советских дорожных мотоциклов.
Основные данныеМ-72ИЖ-49М1А «Москва» и К-125
Тип двигателя4-тактный карбюраторный2-тактный карбюраторный
Число цилиндров211
Ход поршня, мм788558
Рабочий объем, см3746346123
Степень сжатия5,55,86,0
Максимальная мощность в л. с22,011,54,5
Число оборотов коленвала в 1 мин. при максимальной мощности460040004800

Все части: 1 | 2