Устройство пусковых механизмов мотоциклов ИЖ-49, ИЖ-350, К-125, М1А «Москва» и К1Б (К-1Б) «Киевлянин»

Мотоцикл М1А

Мотоцикл М1А производства ММВЗ. Автор фото Andshel, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Пусковые механизмы монтируются в коробках передач мотоцикла и служат для пуска двигателя ногой.

Пусковые механизмы мотоциклов ИЖ-49, ИЖ-350, М1А «Москва» и К-125 однотипны по устройству. В отверстиях, боковой стенке картера коробки передач и крышке сцепления установлен пустотелый валик 5 (рис. 1), в отверстие которого вставлен вал переключения передач. С обеих сторон валик 5 имеет шлицы. Со стороны коробки передач мотоцикла на крупных шлицах крепится сектор 13 и внутренний конец спиральной пружины 11. Наружный конец пружины укреплен за имеющийся на коробке передач упор.

Между пружиной и стенкой картера помещена опорная шайба 12 для предупреждения трения пружины о картер. Наружный конец валика пускового механизма мотоциклов ИЖ-49, ИЖ-350, К-125 и М1А «Москва» оканчивается мелкими шлицами, на которых установлена педаль 1 со стяжным болтом 2. К звездочке сцепления приклепана фигурная шайба 4 с квадратными отверстиями 3, в которые могут входить скошенные зубья 6 шестерни 7. (У мотоцикла ИЖ-49 шайба не имеет окон, а имеет скошенные зубья.) Шестерня 7 пускового механизма свободно установлена на ступице наружного ведущего барабана сцепления и прижимается к фигурной шайбе пружиной 8. Пружина удерживается на ступице ведущего барабана посредством опорной шайбы 9 и замочного кольца 10.

Устройство пусковых механизмов мотоциклов М1А «Москва», ИЖ-49, ИЖ-350 и К-125: 1 – педаль; 2 – болт; 3 – окна шайбы; 4 – фигурная шайба; 5 – валик; 6 – зубья храповика; 7 – шестерня; 8 – пружина; 9 – опорная шайба; 10 – замочное кольцо; 11 – пружина; 12 – опорная шайба; 13 – сектор

Рис. 1. Устройство пусковых механизмов мотоциклов М1А «Москва», ИЖ-49, ИЖ-350 и К-125: 1 – педаль; 2 – болт; 3 – окна шайбы; 4 – фигурная шайба; 5 – валик; 6 – зубья храповика; 7 – шестерня; 8 – пружина; 9 – опорная шайба; 10 – замочное кольцо; 11 – пружина; 12 – опорная шайба; 13 – сектор.

Скос торцовых зубьев шестерни 7 пускового механизма мотоциклов ИЖ-350, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва» позволяет передавать усилие на звездочку ведущего барабана через фигурную шайбу только в одну сторону, а при вращении в обратную сторону усилие передаваться не будет, так как зубья будут выходить из зацепления, сжимая пружину 8.

При опускании педали мотоцикла начнет вращаться валик вместе с сектором 13 пускового механизма, а пружина 11 будет скручиваться. Сектор войдет в зацепление с шестерней 7 и через ее торцовые зубья и фигурную шайбу 4 начнет вращать звездочку, которая через цепь будет вращать звездочку вала двигателя и сам вал.

При опускании педали 1 валик 5 с сектором 13 пускового механизма мотоцикла под действием пружины 11 возвращается в исходное положение, а сектор выходит из зацепления с шестерней 7, которая при работающем двигателе мотоцикла будет вращаться вместе со звездочкой.

Пусковой механизм мотоцикла К1Б (К-1Б) «Киевлянин» имеет педальный привод. Вращение звездочки двигателя производится вращением педалей при включенной второй передаче.