Устройство полуосей грузового автомобиля ЗИС-5 и трактора СХТЗ

Автомобиль ЗИС-5

Автомобиль ЗИС-5 в музее УГМК, Россия, Верхняя Пышма. Автор фото Stas Kozlovskiy, CC BY-SA 4.0, через Викисклад.

Понимание сложных компонентов, из которых состоят транспортные средства, необходимо для понимания их механики и общей функциональности. Среди этих компонентов полуоси играют решающую роль в передаче мощности от двигателя к колесам. В этой статье мы рассмотрим их конструкцию и устройство для двух известных транспортных средств: грузового автомобиля ЗИС-5 и трактора СХТЗ. Изучая уникальные особенности, функционирование и устройство указанных узлов, мы можем получить представление об инженерных разработках, лежащих в основе этих культовых транспортных средств, и их вкладе в транспортный и промышленный секторы.

Полуоси у ЗИС-5 и СХТЗ отвечают за передачу крутящего момента от дифференциала к колесам, позволяя им вращаться и продвигать транспортное средство вперед. Внутренние концы полуоси у грузового автомобиля ЗИС-5 и трактора СХТЗ шлицевые. Наружная коническая часть полуоси у трактора СХТЗ связывается шпонкой со ступицей колеса, а у автомобиля ЗИС-5 заканчивается фланцем, который присоединяется болтами к ступице колеса.

Устройство полуосей автомобиля ЗИС-5

Устройство узла «полуось – колесо – кожух моста» у автомобиля ЗИС-5 (см. рис. 1) следующее: полуось 1 заканчивается фланцем 2, к которому с внутренней стороны болтами прикрепляется ступица 3 колеса, имеющая сравнительно большую длину. Между ступицей и кожухом 4 находятся подшипники 5 и 6 с коническими роликами; у внутреннего конца ступицы помещаются сальник и крышка, препятствующая попаданию масла в тормоз.

Ступица у автомобиля ЗИС-5 соединяется болтами с двумя наружными дисками (колесо) и внутренним диском (тормозной барабан). От продольного перемещения полуось удерживается подшипниками и кожухом моста. Она полностью освобождена от изгиба, поэтому называется разгруженной. Полуось грузового автомобиля ЗИС-5 вынимается без разборки главной передачи и дифференциала – достаточно отвернуть гайки фланца полуоси.

Устройство наружных концов полуосей автомобиля ЗИС-5: 1 – полуось; 2 – фланец; 3 – ступицы колеса; 4 – кожух; 5, 6 – подшипники с коническими роликами

Рис. 1. Устройство наружных концов полуосей автомобиля ЗИС-5: 1 – полуось; 2 – фланец; 3 – ступицы колеса; 4 – кожух; 5, 6 – подшипники с коническими роликами.

Устройство полуосей трактора СХТЗ

Соединение наружного конца полуоси 1 трактора СХТЗ (рис. 2) со ступицей 2 колеса выполняется при помощи шлиц 3, гайки и контргайки 4. На полуоси внутренними обоймами сидят два подшипника 5 с коническими роликами; внешние обоймы этих подшипников закреплены в кожухе моста. Бортик 6 препятствует продольным перемещениям полуоси.

У трактора СХТЗ расположение подшипников между полуосью и кожухом делает ее неразгруженной. Смазка подается через масленку 7; вытеканию масла из подшипников и проникновению пыли препятствует сальник 8.

Устройство наружных концов полуосей трактора СХТЗ: 1 – полуось; 2 – ступица колеса; 3 – шлиц; 4 – гайка и контргайка; 5 – два подшипника с коническими роликами; 6 – бортик; 7 – масленка; 8 – сальник

Рис. 2. Устройство наружных концов полуосей трактора СХТЗ: 1 – полуось; 2 – ступица колеса; 3 – шлиц; 4 – гайка и контргайка; 5 – два подшипника с коническими роликами; 6 – бортик; 7 – масленка; 8 – сальник.