Предусковой подогреватель охлаждающей жидкости для дизельных двигателей ЯАЗ-204А и ЯАЗ-206А — Часть 1 из 3: Устройство подогревателя и его назначение

Автомобиль МАЗ-200

Дизельный автомобиль МАЗ-200. Автор фото Andshel, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Дизельные автомобили с дизельными двигателями ЯАЗ-204А и ЯАЗ-206А оборудованы электрофакельным подогревателем воздуха, а также подогревателем охлаждающей жидкости.

Предпусковой подогреватель охлаждающей жидкости для дизельных двигателей ЯАЗ-204А и ЯАЗ-206А предназначен для предпускового разогрева дизельного двигателя при температуре наружного воздуха ниже 0 °C, что необходимо для обеспечения возможности вращения коленчатого вала стартером с нужной для пуска скоростью и для получения при сжатии воздуха температуры, достаточной для самовоспламенения топлива.

Предпусковой подогреватель охлаждающей жидкости для дизельных двигателей ЯАЗ-204А и ЯАЗ-206А (рис. 1) крепится у дизельного двигателя с левой стороны и соединяется трубопроводами с рубашками охлаждения блока цилиндров и его головки. Топливный бачок 25 и ручной насос 26, входящие в устройство подогревателя охлаждающей жидкости, установлены на передней стенке кабины, а распределительный кран 19, снабженный указателем положений рукоятки, — на панели щитка приборов.

Котел предпускового подогревателя охлаждающей жидкости для дизельных двигателей ЯАЗ-206А, ЯАЗ-204А состоит из корпуса 11 и жаровой камеры 12, внутри которой помещена U-образная стальная трубка 10 испарителя. Пространство между стенками корпуса 11 и жаровой камеры образует водяную рубашку котла.

При пользовании для заполнения системы охлаждения дизельных двигателей ЯАЗ-206А, ЯАЗ-204А водой рубашка предпускового подогревателя охлаждающей жидкости соединяется с системой охлаждения одним трубопроводом 13, подведенным к штуцеру, пропущенному через крышку люка воздушной камеры блока цилиндров, ввернутому в бобышку стенки водяной рубашки блока. При этом шланг 14 закрепляется верхним концом на корпусе подогревателя охлаждающей жидкости для дизельных двигателей ЯАЗ-204А, ЯАЗ-206А и используется для заливки в котел воды, а между фланцами трубопровода 4 подогревателя охлаждающей жидкости и верхней водяной трубы 2 рубашки охлаждения головки цилиндров ставится разъединительная пластина (заглушка) 3.

Устройство предпускового подогревателя охлаждающей жидкости дизельных автомобилей с двигателями ЯАЗ-204А и ЯАЗ-206А: 1 — фильтр тонкой очистки топлива; 2 — верхний водяной трубопровод головки цилиндров; 3 — заглушка; 4 — верхний трубопровод подогревателя охлаждающей жидкости; 5 — калильный воспламенитель; 6 — вентилятор; 7 — форсунка пусковая; 8 — отражатель; 9 — штуцер топливопровода с калиброванным отверстием; 10 — трубка испарителя; 11 — корпус подогревателя охлаждающей жидкости для дизельных двигателей; 12 — камера жаровая; 13 — нижний трубопровод предпускового подогревателя охлаждающей жидкости; 14 — наполнительный шланг; 15 — трубка подвода топлива к форсунке; 16 — сливной кран; 17 — направляющий патрубок; 18 — питающая топливная трубка; 19 — распределительный кран; 20 — штуцер для воздуха; 21 — трубка подвода воздуха к форсунке; 22 — трубка подвода топлива из бачка к крану; 23 — трубка подвода воздуха к крану; 24 — трубка подвода топлива к испарителю; 25 — топливный бачок; 26 — ручной насос

Рис. 1. Устройство предпускового подогревателя охлаждающей жидкости дизельных автомобилей с двигателями ЯАЗ-204А и ЯАЗ-206А: 1 — фильтр тонкой очистки топлива; 2 — верхний водяной трубопровод головки цилиндров; 3 — заглушка; 4 — верхний трубопровод подогревателя охлаждающей жидкости; 5 — калильный воспламенитель; 6 — вентилятор; 7 — форсунка пусковая; 8 — отражатель; 9 — штуцер топливопровода с калиброванным отверстием; 10 — трубка испарителя; 11 — корпус подогревателя охлаждающей жидкости для дизельных двигателей; 12 — камера жаровая; 13 — нижний трубопровод предпускового подогревателя охлаждающей жидкости; 14 — наполнительный шланг; 15 — трубка подвода топлива к форсунке; 16 — сливной кран; 17 — направляющий патрубок; 18 — питающая топливная трубка; 19 — распределительный кран; 20 — штуцер для воздуха; 21 — трубка подвода воздуха к форсунке; 22 — трубка подвода топлива из бачка к крану; 23 — трубка подвода воздуха к крану; 24 — трубка подвода топлива к испарителю; 25 — топливный бачок; 26 — ручной насос.

Если же для охлаждения дизельных двигателей ЯАЗ-204А, ЯАЗ-206А применяется низкозамерзающая жидкость (антифриз), полость котла предпускового подогревателя охлаждающей жидкости дополнительно к трубопроводу 13 соединяется с системой охлаждения еще двумя трубопроводами: верхним трубопроводом 4, для чего из-под его фланца удаляют заглушку 3, и шлангом 14, верхний конец которого соединяют со штуцером, пропущенным через крышку люка 1-го цилиндра, как показано на рис. 1 пунктиром.

Для выпуска жидкости из котла служит кран 16.

В верхней горловине подогревателя охлаждающей жидкости для дизельных двигателей ЯАЗ-206А, ЯАЗ-204А установлены пусковая форсунка 7, а также отражатель 8 и калильный воспламенитель 5, состоящий из соприкасающихся торцами стального и угольного электродов. Сверху к горловине крепится вентилятор 6 с электродвигателем.

Все части: 1 | 2 | 3