Виды подкачивающих насосов системы питания дизельных двигателей. Устройство шестеренчатого подкачивающего насоса топливной системы дизеля

Автомобиль МАЗ-200

Дизельный автомобиль МАЗ-200. Автор фото Homoatrox, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Применение подкачивающего насоса в системе питания дизельных двигателей необходимо в связи с тем, что фильтры грубой и тонкой очистки оказывают прохождению топлива довольно большое сопротивление, которое может вызвать нарушение нормального действия насосов-форсунок или (при аппаратуре разделенного тина) насоса высокого давления.

В системе питания дизельных двигателей могут применяться шестеренчатые, поршневые или коловратные подкачивающие насосы, рассчитанные на давление 4–6 кг/см2. В насосе любого типа предусматривается перепускной клапан или иное устройство, предотвращающее возможность чрезмерного повышения давления подаваемого насосом топлива. В отдельных конструкциях подкачивающих насосов, применяемых для топливной системы дизельного двигателя, имеются приспособления для ручной подкачки топлива, используемые для заполнения системы или удаления воздуха из нее при неработающем дизельном двигателе.

В системе питания дизельных двигателях ЯАЗ установлен подкачивающий насос шестеренчатого типа (рис. 1). Он крепится к задней крышке нагнетателя воздуха и во вращение приводится от вала его нижнего ротора. Входной штуцер (угольник) М шестеренчатого подкачивающего насоса соединен топливопроводом с фильтром грубой очистки топлива, выходной штуцер 15 — с фильтром тонкой очистки.

Подкачивающий насос шестеренчатого типа системы питания (топливной системы) дизельных двигателей ЯАЗ: 1 и 5 — выходное и входное отверстия; 2 — шарик (шпонка); 3 и 6 — ведомая и ведущая шестерни; 4 и 8 — валики шестерен; 7 — вилка привода; 9 — корпус; 10 — сальники; 11 — пружина перепускного клапана; 12 — клапан; 13 — крышка корпуса; 14 и 15 — входной и выходной штуцеры

Рис. 1. Подкачивающий насос шестеренчатого типа системы питания (топливной системы) дизельных двигателей ЯАЗ: 1 и 5 — выходное и входное отверстия; 2 — шарик (шпонка); 3 и 6 — ведомая и ведущая шестерни; 4 и 8 — валики шестерен; 7 — вилка привода; 9 — корпус; 10 — сальники; 11 — пружина перепускного клапана; 12 — клапан; 13 — крышка корпуса; 14 и 15 — входной и выходной штуцеры.

В корпусе 9 шестеренчатого подкачивающего насоса системы питания (топливной системы) дизельных двигателей помещены ведущая 6 и ведомая 3 шестерни, закрепленные на своих валиках 8 и 4 шариками 2, выполняющими роль шпонок. Валики вращаются в точно обработанных отверстиях корпуса и его крышки 13. Валик 8 ведущей шестерни уплотнен двумя самоподжимными резиновыми сальниками 10, предотвращающими вытекание топлива из корпуса шестеренчатого подкачивающего насоса. На наружном конце этого валика установлена вилка 7 привода, концы которой входят в пазы шайбы крепления шестерни нижнего ротора нагнетателя воздуха.

Подкачивающий топливный насос шестеренчатого типа действует так же, как и шестеренчатый насос системы смазки. Вращающиеся шестерни шестеренчатого подкачивающего насоса системы питания (топливной системы) дизельных двигателей перекачивают топливо от входного 5 к выходному 1 отверстию корпуса. Эти отверстия сообщаются каналами соответственно со штуцерами 14 и 15.

В сверлении корпуса шестеренчатого подкачивающего насоса топливной системы (системы питания) дизельных двигателей установлен перепускной клапан 12, пружина 11 которого рассчитана на давление 2,9–3,5 кг/см2. При превышении этого давления клапан приоткрывается и перепускает часть топлива из выходного канала корпуса обратно к входному.