Основные принципы использования антропоморфных манекенов — Часть 1. Предписания

Июнь 17th, 2013

Комитет по внутреннему транспорту ЕЭС ООН разрабатывает новые предписания, учитывающие критерии биомеханической выносливости человека к ударным нагрузкам, критерии, характеризующие максимально допустимые деформацию грудной клетки и давление на брюшную полость, вызываемые действием лямок ремня.

Основные принципы использования антропоморфных манекенов - Часть 1. Предписания

Рис. 3. Антропоморфный манекен.

Предписания содержат метод комплексных испытаний легкового автомобиля на столкновение под углом 30° с неподвижным препятствием с использованием указанных выше критериев оценки защитных свойств конструкции автомобиля и удерживающих систем, определяемых с помощью антропоморфных манекенов. Из всего многообразия типов антропоморфных манекенов, применяемых в настоящее время в научно-исследовательских работах и при испытаниях легковых автомобилей для определения их соответствия требованиям проекта Правил ООН, наибольшее распространение получил манекен, приведенный на рис. 3. Проект правил ООН устанавливает требования к конструкции и основным размерам антропоморфного манекена, а также процедуру определения характеристик, которым этот манекен должен соответствовать как до, так и после его применения в ударных испытаниях автотранспортных средств.

Несмотря на то, что манекены изготовляют в полном соответствии с технической документацией и подвергают жесткой калибровке, данные проводимых исследований показывают все еще достаточно большой разброс результатов, получаемых при испытаниях с манекенами, изготовленными различными фирмами. Отклонения значений биомеханических критериев травмирования головы, тазобедренной части при использовании различных манекенов составляет порядка ± (10—15) %. Такой разброс результатов исследований объясняется различием в формах исходных ударных импульсов, возникающих на разгонных тележках, на которых размещались манекены, а также наличием производственных отклонений при изготовлении манекенов.

Анализ существующих конструкций антропоморфных манекенов, видов измерительной и регистрирующей аппаратуры, испытательного и калибровочного оборудования, а также результатов ударных испытаний автотранспортных средств и систем индивидуальной защиты позволил выявить основные факторы, которые могут в той или иной мере влиять на сопоставимость и стабильность результатов ударных испытаний, основанных на использовании критериев биомеханических возможностей человека переносить ударные нагрузки.

Стремление разработчиков к совершенствованию манекенов часто приводит к неоправданному усложнению их конструкции, увеличению числа степеней свободы перемещения и числа отдельных элементов, моделирующих различные части тела человека.

Практика разработки и применения манекенов показала, что увеличение числа степеней свободы перемещения элементов манекена обратно пропорционально сопоставимости и стабильности получаемых результатов ударных испытаний. Кроме того, чрезмерное усложнение конструкции манекенов приводит к значительному увеличению материальных затрат как в сфере производства, так и в процессе испытаний манекенов.

Рубрики: Безопасность конструкции автомобиля | Теги: , , , , ,