Общее устройство и работа коробки передач — Часть 1

Январь 5th, 2013

Во время движения мотоцикл преодолевает на своем пути различные сопротивления. Кроме относительно постоянного расхода мощности двигателя на преодоление трения, возникающего между вращающимися деталями силовой передачи на преодоление нормального сопротивления воздуха и трения качения между шинами колес и землей, существуют переменные сопротивления движению мотоцикла, зависящие от состояния полотна дороги, от профиля пути и т. д. При увеличении сопротивления движению тяговое усилие, которое обеспечивает движение мотоцикла в нормальных условиях, будет недостаточным.

Увеличить тяговые усилия можно в некоторых пределах путем соответствующего открывания дроссельного золотника, но это не всегда обеспечивает необходимое повышение тягового усилия. В силу этого и явилась необходимость включить в число механизмов силовой передачи коробку передач, которая служит для изменения тягового усилия на ведущем колесе при одинаковой величине крутящего момента на валу двигателя. Кроме того, коробка передач позволяет отсоединять вал двигателя от силовой передачи в случаях, когда двигатель работает и сцепление включено.

Принцип работы коробки передач показан на рис. 226. Ведущая шестерня 1 с малым количеством зубьев соединена с шестерней 3, имеющей большее количество зубьев. Вал 2 ведущей шестерни через сцепление соединение валом двигателя, а шестерня 3 жестко связана с валом 4 коробки передач. При работе двигателя вращается вал 2, а вместе с ним — шестерня 1, на которой создается крутящий момент M1 равный произведению приложенной к валу 2 силы Р в кг на плечо r1 в м, а шестерня 3, вращаясь от шестерни 1, будет создавать на валу 4 увеличенный крутящий момент М2, равный произведению силы Р на плечо r2.

Крутящий момент на валу большей шестерни будет превышать крутящий момент вала меньшей шестерни во столько раз, во сколько раз радиус большой шестерни больше радиуса малой; при этом скорость вращения вала 4 будет меньше скорости вращения вала 2, и поэтому изменение крутящего момента не изменяет величины передаваемой мощности, если не считать потерь на трение.

Рубрики: Мотоциклы | Теги: , , , , ,