Общая характеристика токоприемников — Часть 3. Статистические характеристики токоприемников РТ-3 и РТ-6

Июнь 5th, 2013

Статические характеристики токоприемников РТ-3 и РТ-6, построенные с учетом сил трения в шарнирах, показаны на рис. 262. Кривые а и б сняты для токоприемника РТ-3 при несмазывающейся оси держателя штанги.

Кривые в сняты для токоприемника РТ-6. Верхние кривые получены при опускании, а нижние — при подъеме головки токоприемника.

Приведенные кривые показывают, что токоприемник РТ-6 обладает значительно лучшей статической характеристикой, чем РТ-3. Уменьшение колебаний нажатия на контактный провод в токоприемнике РТ-6 достигнуто в результате уменьшения силы трения в шарнирах, что возможно вследствие замены подшипников скольжения подшипниками качения в осях вращения в вертикальной плоскости. Улучшение статической характеристики токоприемника РТ-6 дало возможность повысить качество токосъема. Из сказанного следует, что статическая характеристика в известной степени является критерием конструкции и сборки токоприемника.

Общая характеристика токоприемников - Часть 5

Рис. 261. Статистические характеристики токоприемников РТ-3 и РТ-6, построенные без учета сил трения: А — РТ-3 при несмазанной оси держателя штанги; б — РТ-3; в — РТ-6.

Общая характеристика токоприемников - Часть 5

Рис. 262. Статические характеристики токоприемников РТ-3 и РТ-6, построенные с учетом сил трения в шарнирах.

Динамическая характеристика учитывает силы инерции движущихся частей токоприемников, возникающие при резком изменении высоты провода. Она выражается кривой изменения эквивалентной (т. е. приведенной к контактной части токоприемника) массы движущихся частей МА в функции высоты подъема места контакта h, т. е. МЭ = f(h).

При движении троллейбуса сила давления контакта токоприемника складывается из силы статического давления и силы инерции токоприемника, т. е.:

Общая характеристика токоприемников - Часть 6

Где FСт — сумма сил нажатия контакта P1 и трения в шарнирах Р4:

FCT = P1 + P4;

МЭ — эквивалентная, т. е. приведенная к контактной головке, масса движущихся частей токоприемника;

A — ускорение эквивалентной массы токоприемника в вертикальном направлении.

Во время движения троллейбуса при подъеме токоприемника его давление уменьшается вследствие того, что часть статического нажатия на контактный провод расходуется на ускорение масс движущихся частей токоприемника.

В этом случае РД определится из следующего уравнения:

Общая характеристика токоприемников - Часть 6

Для осуществления нормального токосъема должно быть обеспечено определенное минимальное значение силы давления РМин контакта движущегося токоприемника, т. е.:

Общая характеристика токоприемников - Часть 6

Или

Общая характеристика токоприемников - Часть 6

Если сумма сил нажатия контакта в статическом состоянии меньше минимально необходимого давления (с учетом усилия, требуемого для сообщения ускорения массам движущихся частей токоприемника), то токосъемный контакт будет отрываться от провода и разрывать цепь тока.

Уравнения (557) и (558) показывают, что чем больше приведенная масса токоприемника, тем больше должно быть статическое давление контакта. С другой стороны, чрезмерное увеличение статического давления контакта отрицательно влияет на взаимодействие токоприемника с контактной сетью и увеличивает их износ. Поэтому при конструировании токоприемника стремятся обеспечить возможно меньший вес движущихся частей, минимальные значения вертикальных перемещений, эластичность отдельных элементов аппарата и т. д.

Рубрики: Троллейбусы | Теги: , , , , ,