Общая характеристика токоприемников троллейбусов — Часть 1 из 4: Виды токоприемников и требования к конструкции

Троллейбус

Токоприемники троллейбусов служат для того, чтобы снимать с контактных проходов электрический ток и передавать его в электрические цепи вспомогательных и тяговых электрических машин движущегося троллейбуса, а также в цепи его различного оборудования.

Токосъем в начале периода появления троллейбусов происходил с помощью контактных тележек. Токосъемные тележки в одних случаях по контактным проводам перемещались движущимися троллейбусами, а в других их передвижение по проводам осуществлялось с помощью особых электрических двигателей, которые работали синхронно с тяговыми электрическими двигателями. Тележки при этом передвигались впереди троллейбусов по контактным проводам собственным ходом. Контактные провода в некоторых системах располагались друг над другом, что приводило к соответствующим изменениям в конструкции токосъемной тележки.

Одной из главных причин, которые задерживали развитие троллейбусного транспорта, было несовершенство токоприемников тележечного типа. В дальнейшем от тележечного токосъема отказались и перешли на двухштанговые токоприемники. Они вначале были с контактными головками роликового типа, но в дальнейшем стали использовать скользящий тип с контактными вставками или без них. В это же время была попытка использовать одноштанговые токоприемники, но они не получили распространения.

У троллейбусов в устройство токоприемника входят подъемный механизм и контактная часть.

У токоприемника контактная часть осуществляет соприкосновение с проводами электросети и производит съем электрического тока во время движения троллейбуса. Контактная часть токоприемника может быть скользящей и роликовой, в зависимости от вида контактов. У токоприемника подъемный механизм осуществляет подъем до высоты проводов контактной части и создает нажатие ее на провода в условиях их непостоянной высоты, отклонения троллейбуса от оси контактных проводов, различной скорости движения и прочих условий.

Токоприемники делят на: пантографные (трамваи и подвижной состав магистральных дорог), дуговые (трамваи) и штанговые (трамваи и троллейбусы).

На отечественных троллейбусах ставят только токоприемники штангового типа. Так как съем тока двухполюсный и троллейбус может сильно отклоняться в обе стороны от оси контактных проводов, конструкция пантографного и дугового токоприемников была бы довольно сложной, в связи с чем они не получили распространения. На рисунке 1 изображена схема токоприемника штангового типа.

Схема токоприемника штангового типа, устанавливаемого на троллейбусах

Рис. 1. Схема токоприемника штангового типа, устанавливаемого на троллейбусах.

У троллейбуса с двухполюсным токоприемником особенности по съему электрического тока и усложнения специальных частей контактной электросети (стрелки, пересечения и прочее) к конструкции токоприемника предъявляют повышенные требования. Основные требования к токоприемникам такие:

1. Создание нужного давления на провод контактной части.

2. Сохранение нужной и почти постоянной величины давления, а также устойчивый съем электрического тока при разной скорости движения, разной высоте проводов, колебаниях подвижного состава и провода, а также отклонениях от оси контактных проводов оси троллейбуса.

3. Достаточно надежное взаимодействие между головками токоприемников и контактной сетью, включая пересечения, подвеску, изоляторы, стрелки и прочие специальные части, без уменьшения нормальной скорости движения троллейбуса, а также прочность, легкость и износостойкость, которые обеспечивают безопасную и бесперебойную эксплуатацию троллейбуса.

4. Максимальная подвижность подъемного механизма и контактной части; безыскровый и надежный съем электрического тока.

5. Качественная изоляция токоприемников от корпуса троллейбуса и друг от друга.

Все части: 1 | 2 | 3 | 4

Работа Монтаж вентилируемого фасада в Орле ts-fasad.ru/services/ventiliruemye-fasady/.