Общая характеристика токоприемников — Часть 1. Схема токоприемника штангового типа
Июнь 4th, 2013
Токоприемники троллейбусов предназначены для съема тока с контактных проходов и передачи его в цепи тяговых и вспомогательных электрических машин и оборудования движущегося троллейбуса.
Современный токоприемник троллейбуса состоит из контактной части и подъемного механизма.
Контактная часть токоприемника соприкасается с проводами сети и осуществляет съем тока при движении троллейбуса. В зависимости от типа контактов она может быть роликовой и скользящей. Подъемный механизм токоприемника поднимает контактную часть до уровня проводов и создает необходимое нажатие ее на провода при условии их изменяющейся высоты, различной скорости движения троллейбуса, отклонения его от оси контактных проводов и пр.
Токоприемники разделяются на: штанговые (троллейбус и трамвай), дуговые (трамвай), пантографные (электрический подвижной состав магистральных дорог и трамвай).
На отечественных троллейбусах устанавливаются только штанговые токоприемники. При наличии двухполюсного съема тока и значительного отклонения троллейбуса от оси контактных проводов в обе стороны конструкция дугового и пантографного токоприемников была бы очень сложной, и поэтому они применения не получили. Схема современного токоприемника штангового типа показана на рис. 258.
Особенности съема тока троллейбуса, имеющего двухполюсный токоприемник и соответствующие усложнения специальных частей контактной сети (пересечения, стрелки и т. д.), предъявляют к конструкции токоприемника повышенные требования. Основные из них следующие:
А) создание необходимого давления контактной части на провод;
Б) сохранение требуемой (приближающейся к постоянной) величины давления и устойчивого съема тока при различной высоте проводов, разной скорости движения;
В) хорошее взаимодействие между контактной сетью и головками токоприемников, включая ее подвеску, пересечения, стрелки, изоляторы и другие специальные части, без снижения нормальной скорости движения, а также легкость, прочность и износостойкость;
Г) максимально возможная подвижность контактной части и подъемного механизма; надежный и безыскровый съем тока;
Д) надежная изоляция токоприемников друг от друга и от корпуса троллейбуса.
Рис. 258. Схема токоприемника штангового типа.
При недостаточном давлении контактной части токоприемника на провод могут возникнуть перегрев, оплавление и разрушение провода, нарушение контакта (подпрыгивание токоприемника) и образование электрической дуги в месте съема тока. При чрезмерном увеличении давления возникает повышенный износ проводов и контактной части токоприемника, а иногда поломка деталей токоприемника и специальных частей контактной сети.
При конструировании токоприемников стремятся обеспечить постоянство контактного давления для разных режимов работы. Достигается это подбором размеров и взаимного расположения деталей подъемного механизма, характеристик пружин и т. д. Сила трения в механизмах поворота и шарнирных соединениях также оказывает влияние на изменение контактного давления.
Похожие записи:
Рубрики: Троллейбусы | Теги: вставка, передающий, подъемный, провод, устанавливаемый, шарнирный, электродвигатель