Неисправности в системе батарейного зажигания двигателей мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва» и их устранение. Неисправности запальной свечи, индукционной катушки зажигания, прерывателя, конденсатора

Мотоцикл М-72

Мотоцикл М-72. Автор фото Andrzej Otrębski, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Во время эксплуатации мотоциклов ИЖ-49, М-72, К-125 и М1А «Москва» чаще всего возникают неисправности в системе батарейного зажигания. Мотоциклист должен постоянно следить, как работают приборы системы батарейного зажигания мотоцикла, устраняя своевременно даже небольшие неисправности, предупреждая их возникновение с помощью профилактического обслуживания.

Неисправности приборов в системе батарейного зажигания двигателей мотоциклов М1А «Москва», М-72, К-125 и ИЖ-49 могут быть следующие.

Неисправности свечи зажигания (запальной свечи) мотоцикла

1. Образование нагара. Нагар на свече зажигания мотоциклов К-125, М-72, ИЖ-49 и М1А «Москва» появляется в случае очень низкой температуре юбки изолятора свечи зажигания, слишком богатой смеси (нагар сухой) либо в случае чрезмерной смазки (нагар жирный). Красновато-коричневый налет, который может иногда образовываться на изоляторе, не надо путать с нагаром. Данный налет не мешает нормальной работе свечи зажигания.

2. Отложение свинца. На изоляторе свечи зажигания мотоциклов М1А «Москва», ИЖ-49, М-72 и К-125 в случае использования этилированного бензина происходит отложение свинца, вызывающее прекращение искрообразования.

3. Замасливание электродов свечи зажигания мотоцикла происходит из-за слишком сильной смазки. Из-за него происходит затруднение работы свечи зажигания.

4. Трещины в изоляторе запальной свечи мотоциклов М-72, К-125, ИЖ-49 и М1А «Москва» ведут к короткому замыканию на свече, в результате чего она становится полностью непригодной к работе.

Работоспособность свечи зажигания мотоциклов М-72, М1А «Москва», ИЖ-49 и К-125 и наличие в ней неисправностей проверяют методом «на искру». Свечу зажигания для этого вывертывают и кладут на головку цилиндра корпусом, при этом провода не отсоединяют. Необходимо, чтобы между корпусом свечи зажигания и массой мотоцикла был надежный контакт. После этого включают зажигание и пусковым механизмом поворачивают коленчатый вал двигателя мотоцикла. Если свеча зажигания рабочая и в ней нет никаких неисправностей, то между электродами свечи будет образовываться искра. Если же искры нет, то в случае рабочей системы зажигания это говорит о неисправности свечи зажигания. Неработающая запальная свеча обычно влажная. Неисправная свеча на мотоциклах М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва» подлежит замене.

Неисправности индукционной катушки зажигания

Неисправные индукционные катушки зажигания мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва» ремонту не подлежат, кроме случаев, когда неработоспособность вызвана сыростью — в этом случае просушка может восстановить работоспособность. Однако мотоциклист обязан знать, какие причины вызывают выход катушки из строя, и как неисправности индукционной катушки зажигания влияют на работу двигателя у мотоциклов ИЖ-49, М-72, К-125 и М1А «Москва».

В случае, когда у индукционной катушки зажигания пробита изоляция, двигатель мотоцикла запустить не удается, а работающий двигатель останавливается.

Причинами неисправности индукционной катушки зажигания на мотоциклах К-125, ИЖ-49, М-72 и М1А «Москва» может быть:

1. Оставление с включенным зажиганием неработающего двигателя, из-за чего изоляция обмоток сгорает.

2. Разрыв в цепи высокого напряжения.

3. Слишком большой зазор у электродов свечи.

Чтобы выполнить проверку работоспособности индукционной катушки зажигания на мотоциклах М1А «Москва», М-72, К-125 и ИЖ-49 и выявить возможные неисправности, ее надо снять с мотоцикла. Как показано на рисунке 1, первичную обмотку индукционной катушки зажигания необходимо включить в цепь «аккумулятор — прерыватель», используя конденсатор, и проводом высокого напряжения соединить центральный контакт индукционной катушки зажигания мотоцикла с боковым зажимом индукционной катушки через воздушный промежуток. Между боковым зажимом катушки и проводом высокого напряжения в случае размыкания контактов прерывателя должна появиться сильная искра около 6 мм длиной. Величину искрового промежутка делать больше 1 см не стоит, потому что этим можно вывести из строя даже рабочую индукционную катушку зажигания мотоцикла.

Проверка работоспособности и выявление неисправностей индукционной катушки зажигания мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва»

Рис. 1. Проверка работоспособности и выявление неисправностей индукционной катушки зажигания мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва».

Неисправности прерывателя системы батарейного зажигания

1. Контакты прерывателя мотоцикла пригорели или замаслены.
2. Какая-либо из вольфрамовых пластинок контактов отпаялась.
3. Между контактами прерывателя установленный зазор нарушен или отсутствует.
4. Втулка у мотоцикла ИЖ-49 или кулачок прерывателя у мотоциклов М1А «Москва» и К-125 установлен неверно.

Грязь и масло с прерывателя надо удалить при помощи тряпочки, которая бала смочена в бензине. Надфилем зачистить пригоревшие контакты. С целью найти причины пригорания контактов прерывателя надо проверить конденсатор на исправность. Вольфрамовую пластинку, если она отпаялась, необходимо припаять, а зазор у контактов проверить и затем выполнить его регулировку.

Неправильно установленную втулку прерывателя у мотоцикла ИЖ-49 или кулачок у мотоциклов М1А «Москва» и К-125 надо установить так, чтобы паз втулки мотоцикла ИЖ-49 или паз кулачка мотоциклов М1А «Москва» и К-125 попал в усик у вала якоря (см. рисунок 2).

Устройство механизма автоматического опережения зажигания двигателя мотоцикла ИЖ-49

Рис. 2. Устройство механизма автоматического опережения зажигания двигателя мотоцикла ИЖ-49.

Неисправности конденсатора системы батарейного зажигания

В основном неисправности конденсатора системы батарейного зажигания двигателей мотоциклов М-72, К-125, М1А «Москва», ИЖ-49 состоит в повреждении изоляции обкладок, из-за чего случается короткое замыкание, либо в обрыве соединений, расположенных внутри конденсатора. Между контактами прерывателя в указанных случаях происходит сильное искрение, а в случае проверки «на искру» на свече зажигания и проводе высокого напряжения искра слабая.

Выполнить проверку работоспособности конденсатора на мотоциклах ИЖ-49, М-72, М1А «Москва» и К-125 и выявить возможные неисправности можно следующими методами:
1. На короткое замыкание обкладок и пробой изоляции.
2. На обрыв соединений, находящихся внутри конденсатора.

Выполнение проверки конденсатора системы батарейного зажигания мотоциклов М-72, ИЖ-49, М1А «Москва» и К-125 на короткое замыкание обкладок и пробой изоляции выполняют при включении конденсатора в цепь постоянного тока 110–127 вольт последовательно с лампой 25 ватт. Конденсатор следует считать неисправным, если лампа горит постоянно.

Неисправность в виде обрыва цепи внутри конденсатора в системе батарейного зажигания мотоциклов М1А «Москва», М-72, ИЖ-49 и К-125 и проверяют с помощью его зарядки. Для этого нужен постоянный ток с напряжением 220 вольт. Конденсатор включают в цепь вместе с неоновой лампой, которая устанавливается последовательно с конденсатором. Лампа должна вспыхнуть в момент включения и тут же погаснуть. Это будет говорить о том, что конденсатор системы батарейного зажигания мотоциклов К-125, М1А «Москва», М-72 и ИЖ-49 зарядился. После этого между изолированным контактом и корпусом ставят отвертку с зазором в 1 мм, в результате чего, если неисправностей нет, по зазору должна пройти искра.

Можно также выявить неисправности конденсатор системы батарейного зажигания мотоцикла с помощью его зарядки от индукционной катушки зажигания током высокого напряжения. Для этого надо снять конденсатор с прерывателя мотоцикла, соединить его с массой мотоцикла и посредством зазора зарядить через индукционную катушку зажигания, а после выполнить замыкание контактов. Конденсатор считается исправным, если проскочит искра.

Неисправный конденсатор батарейного зажигания у мотоциклов М-72, ИЖ-49, М1А «Москва» и К-125 надо заменить.