Недостатки дифференциала автомобиля

Дифференциал

Дифференциал ZF. Автор фото Aconcagua, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Дифференциал является жизненно важным компонентом системы трансмиссии автомобиля, отвечающим за равномерное распределение мощности между колесами, позволяя им вращаться с разной скоростью. Несмотря на свою важную роль в автомобиле, дифференциал не лишен своих недостатков. Цель этой статьи – исследовать и пролить свет на недостатки автомобильного дифференциала. Изучив недостатки, мы сможем лучше понять проблемы, с которыми сталкивается этот важнейший механизм, и изучить потенциальные области для совершенствования в будущих автомобильных конструкциях.

На повороте дифференциал снижает скорость одного колеса и соответственно увеличивает скорость другого при неизменной скорости автомобиля. Дифференциал по всех случаях распределяет крутящий момент, поступающий на коронную шестерню, поровну на ведущие колеса. Однако дифференциал имеет серьезные недостатки: при движении по прямому участку дороги колеса могут катиться по элементам полотна с различными скоростями и сопротивлениями движению, что может нарушить равновесие сателлита и создать стремление к самопроизвольному повороту с нарушением устойчивого движения.

Еще одним недостатком дифференциала автомобиля является то, что его наличие весьма отрицательно сказывается при торможении на скользкой дороге: различная степень затяжки колес тормозами (из-за неудовлетворительной регулировки их), и особенно затяжка только одного колеса, создают разные моменты, действующие на колеса; этим моментам скользкая дорога (плохое сцепление шин с почвой) противодействует очень слабо, вследствие чего разные условия работы колес ведут к заносу автомобиля.

Также есть еще один недостаток дифференциала, который состоит в том, что, если одно из ведущих колес оказывается при трогании автомобиля на скользком участке, а другое хорошо сцепляется с дорогой, то первое колесо за счет дифференциала вращается с удвоенной скоростью, проскальзывая шиной по участку, а второе остается неподвижным. В результате создается затруднение троганию. Для устранения этого недостатка можно воспользоваться методом блокировки дифференциала, который показан на рисунке.

Схема блокировки дифференциала автомобиля: 1 – муфта; 2 – коронная шестерня

Схема блокировки дифференциала автомобиля: 1 – муфта; 2 – коронная шестерня.

При движении автомобиля по прямой торцевая зубчатая муфта 1, сидящая на шлицах левой полуоси, передвигается направо и торцевыми выступами коронной шестерни 2 связывает всю систему деталей (левая полуось со своей шестерней – муфта – коронная шестерня – дифференциальная коробка – сателлиты – полуосевые шестерни – полуоси) в одно целое. На повороте муфта выключается.