Назначение и устройство карданной передачи

Октябрь 16th, 2012

099Как известно из общего устройства автомобиля, блок двигатель — сцепление — коробка передач крепится к раме и находится на некотором расстоянии от заднего (ведущего) моста, упруго, через рессоры, связанного с рамой (рис. 148-а).

При движении автомобиля взаимоположение коробки и ведущего моста не остается постоянным, угол между валом, соединяющим эти агрегаты, и продольной осью автомобиля изменяется. Для передачи вращения из коробки ведущему мосту служит карданное устройство.

Передача вращения под переменным углом осуществляется специальным карданным шарниром (сочленением). Наиболее употребительный тип карданного шарнира изображен на рис. 148-б. Кольцо 1 имеет четыре шипа 2, 3, 4 и 5, охватываемые втулками 6, 7, 8 и 9; ведущий вал несет вилку, в которой расположены втулки 7 и 9 с шипами 2 и 4. Ведомый вал, называемый карданным, имеет такую же вилку со втулками 6 и 8 и шипами 3 и 5; кольцо с шипами передает вращение от ведущего вала А ведомому Б. Такое крестообразное расположении вилок позволяет им качаться во взаимно перпендикулярных плоскостях и передавать вращение под переменным углом между валами. Из рис. 148-а видно, что приближение ведущего моста к раме уменьшает длину карданного вала, а удаление — увеличивает. Это обстоятельство заставляет соединять вилку с карданным валом шлицами; благодаря такому соединению допускается проскальзывание карданного вала относительно вилки без нарушения их общего вращения.

На протяжении одного оборота (см. рис. 148-е), расстояние r от середины шипа до оси ведущего вала меняется от максимума до минимума, тем меньшего, чем больше угол между валами. Это явление служит причиной неравномерного вращения карданного вала: угловая скорость его колеблется в некоторых пределах (при постоянной угловой скорости вторичного вала коробки). Чтобы обеспечить равномерное вращение вала главной передачи и допустить поворот ведущего моста относительно своей оси, в некоторых автомобилях ставят два шарнира: один — в начале карданного вала (у коробки передач), а второй — в конце, перед главной передачей; при этом вилки карданного вала должны быть расположены в одной плоскости.

Схема устройства и действия карданной передачи

Рис. 148. Схема устройства и действия карданной передачи.

Рубрики: Карданная передача | Теги: , , , , ,