Механизм уравновешивания дизельного автомобиля

Июнь 9th, 2013

Необходимость применения в двигателях ЯАЗ-М204 и ЯАЗ-М206 механизма уравновешивания объясняется следующим.

У четырехтактных двигателей с четырьмя и шестью цилиндрами, расположенными в один ряд, коленчатые валы имеют симметричную форму, благодаря чему в этих двигателях силы инерции поступательно движущихся в разных цилиндрах деталей взаимно уравновешиваются. Например, если в какой-либо момент в четырехтактном четырехцилиндровом двигателе первый и четвертый поршни движутся ускоренно вверх, вследствие чего возникают силы инерции, направленные вниз, то одновременно во втором и третьем цилиндрах поршни движутся ускоренно вниз, вызывая появление сил инерции, направленных вверх. В результате происходит взаимное уравновешивание сил инерции и двигатель работает без вибраций.

У двухтактных двигателей ЯАЗ коленчатые валы (см. рис. 8) несимметричные, а поэтому силы инерции у них не уравновешены. Когда во время работы двигателя ЯАЗ-М204 поршень первого цилиндра (рис. 12) находится в в. м.т., вызванная неравномерностью его движения сила инерции и направлена вверх; в это время поршень четвертого цилиндра находится в н. м.т. и возникающая вследствие неравномерности его движения сила инерции направлена вниз. Эти две силы стремятся опрокинуть двигатель назад. После того как коленвал повернется на 180° и поршень первого цилиндра окажется в н. м.т., а поршень четвертого цилиндра переместится в в. м.т., направление сил инерции изменится на противоположное и они будут стремиться опрокинуть двигатель вперед. Такое же действие оказывают при приближении к мертвым точкам силы инерции, вызываемые неравномерностью движения поршней второго и третьего (а у двигателей ЯАЗ-М206 — первого и шестого, а также второго и пятого и еще третьего и четвертого) цилиндров.

Механизм уравновешивания дизельного автомобиля

Рис. 12. Схема действия механизма уравновешивания.

Противовесы задних концов обоих валов образованы приливами их шестерен и привернутыми к шестерням дополнительными грузами, противовесы передних концов установлены на валах на шпонках и закреплены гайками. У каждого из валов противовесы переднего и заднего концов направлены в противоположные стороны. Оба передних противовеса механизма уравновешивания двигателя ЯАЗ-М206 снабжены фрикционными гасителями крутильных колебаний.

Рубрики: Дизельные автомобили |