Устройство кривошипно-шатунного механизма двигателя внутреннего сгорания мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва» — Часть 2 из 3: Поршневые кольца и пальцы, шатун, маховик

Мотоцикл М-72

Мотоцикл М-72. Автор фото Andrzej Otrębski, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Устройство поршневых колец двигателя мотоцикла

Поршневые кольца существуют двух типов: уплотняющие и маслосъемные. Уплотняющие (или компрессионные) кольца предназначены для того, чтобы устранять прорыв газа через зазор, находящийся между зеркалом цилиндра и поршнем. Маслосъемные кольца устанавливают на четырехтактных двигателях внутреннего сгорания мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125 и М1А «Москва». Они предназначены для того, чтобы снимать со стенок цилиндра излишек масла. Через отверстия, находящиеся в канавке поршня и маслосъемном кольце собранное масло переносится внутрь поршня, а затем стекает в картер двигателя мотоцикла.

Чтобы кольца выполняли свое назначение, они должны быть упругими, а также плотно прилегать к стенкам цилиндра. Для этой цели их делают с разрезом, который называется замком.

При установке на поршень поршневых колец нужно следить, чтобы замки колец не приходились один под другим (чтобы избежать возможность прорыва в картер из цилиндра двигателя внутреннего сгорания мотоцикла газов), а были смещены относительно друг друга в шахматном порядке.

У двухтактных двигателей мотоциклов для предотвращения возможности задевания замков колец за окна цилиндра в канавках поршней установлены стопорные штифты (или шпильки), а с внутренней стороны у замков колец делаются выточки. Стопорные штифты и выточки служат для фиксации установки поршневых колец в канавках поршней в определенном положении.

Зазор в замках поршневых колец, поставленных в цилиндр, должен быть: у мотоциклов М1А «Москва» и К-125 — 0,2–0,35 миллиметров, у мотоциклов ИЖ-49 — 0,3–0,45 миллиметров, у мотоциклов М-72 — 0,15–0,45 миллиметров.

Изготавливают поршневые кольца для двигателей внутреннего сгорания мотоциклов М-72, ИЖ-49, М1А «Москва», К-125 из серого чугуна.

Устройство поршневого пальца двигателя мотоцикла

Поршневой палец у двигателя внутреннего сгорания мотоциклов М-72, ИЖ-49, М1А «Москва», К-125 служит для соединения поршня шарнирно с шатуном и представляет собой пустотелый валик из стали, который для повышения износоустойчивости подвергается цементации с последующей закалкой или закалке токами высокой частоты.

Для предотвращения от осевого смещения поршневые пальцы в двигателях внутреннего сгорания мотоциклов ИЖ-49, М-72, М1А «Москва» и К-125 закрепляются в бобышках поршня при помощи двух стопорных пружинных колец, вставленных в кольцевые канавки бобышек поршня (см. рисунок 2 в части 1 и рисунок 4). Поршневые пальцы с таким креплением называются плавающими.

Устройство поршня и шатуна двигателей внутреннего сгорания мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125, М1А «Москва»

Рис. 4. Устройство поршня и шатуна двигателей внутреннего сгорания мотоциклов М-72, ИЖ-49, К-125, М1А «Москва».

Устройство шатуна двигателя мотоцикла

Шатун двигателя внутреннего сгорания мотоциклов К-125, М-72, ИЖ-49 и М1А «Москва» предназначен для передачи усилия во время такта расширения к коленчатому валу от поршня, а во время вспомогательных тактов — к поршню от коленчатого вала.

В шатуне двигателя мотоцикла различают (рис. 4):

1. Верхнюю головку, в которую впрессовывается бронзовая втулка.

2. Стержень, имеющий двутавровое сечение;

3. Нижнюю головку, которая предназначена для соединения с коленчатым валом. У шатуна в нижнюю головку устанавливаются роликовые подшипники.

В нижней головке шатуна есть разрез, предназначенный для смазки подшипника нижней головки, а в верхней головке есть отверстия, служащие для смазки поршневого пальца.

Устройство маховика двигателя мотоцикла

Маховик двигателя внутреннего сгорания мотоциклов М-72, М1А «Москва», К-125 и ИЖ-49 предназначен для того, чтобы накапливать во время рабочего хода энергию. Это нужно для того, чтобы коленчатый вал вращался во время вспомогательных тактов (иными словами, при выпуске, впуске, сжатии). Маховик также уменьшает неравномерность вращения коленвала, облегчает трогание мотоцикла с места и пуск двигателя.

Маховик представляет собою диск, у которого основная масса расположена около обода. Маховик должен быть тщательно сбалансирован, чтобы при вращении не возникало вибрации двигателя и усиленного износа коренных подшипников.

Маховики в двигателях внутреннего сгорания мотоциклов ИЖ-49, а также М1А «Москва» и К-125 — составная часть коленвала, а в двигателях мотоциклов М-72 они представляют собой отдельную деталь, на которой монтируется механизм сцепления.

Маховик двигателя внутреннего сгорания мотоцикла М-72 крепится на шпонке на задней конусной части коленчатого вала специальной гайкой, а в первых выпусках мотоциклов — болтом.

Все части: 1 | 2 | 3

Смотрите швабры для мытья пола профессиональные тут.