Устройство коробок передач мотоциклов М1А «Москва» и К-125 – Часть 3 из 3: Схема и принцип работы КПП

Мотоцикл М1А

Мотоцикл М1А «Москва». Автор фото Andshel, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Механизм переключения передач на мотоциклах М1А «Москва» и К-125 снабжен указателем передач, который состоит из валика 15 (рис. 3) с рычагом 16. Валик подвижно установлен в отверстии картера коробки с правой стороны. На выходящем из коробки конце валика крепится указатель 13 со стяжным болтом 14. Против положений стрелки, соответствующих передачам, на щитке цепной передачи нанесены цифры.

При передвижении кареток 7 и 3 (рис. 4) в коробке передач в крайнее правое положение на мотоцикле М1А «Москва» и мотоцикле К-125 включается первая передача, при этом каретка 3 своими кулачками входит в окна шестерни 4 и тогда усилие от ведущего барабана сцепления передается на вал 5, шестерни 6 и 4, окна шестерни 4, кулачки каретки 3, шлицы вала 2, шестерни 1 и 8, вал 9, звездочку 10 и далее через цепь на звездочку ведущего колеса.

Схема работы коробки передач мотоциклов М1А «Москва» и К-125: 1 – шестерня промежуточного вала; 2 –  промежуточный вал; 3, 7 – каретки; 4 – шестерня первой передачи промежуточного вала; 5 – ведущий вал; 6 – шестерня первой передачи ведущего вала; 8 – шестерня ведомого вала; 9 – ведомый вал; 10 – звездочка

Рис. 4. Схема работы коробки передач мотоциклов М1А «Москва» и К-125: 1 – шестерня промежуточного вала; 2 – промежуточный вал; 3, 7 – каретки; 4 – шестерня первой передачи промежуточного вала; 5 – ведущий вал; 6 – шестерня первой передачи ведущего вала; 8 – шестерня ведомого вала; 9 – ведомый вал; 10 – звездочка.

При передвижении в коробке передач мотоциклов М1А «Москва» и К-125 кареток влево, до момента выхода кулачков каретки 3 из окон, шестерни 4 получают нейтральное положение, так как каретка 7 при этом не входит в зацепление со шлицами вала 5, и шестерня 4 свободно вращается на валу 2.

При дальнейшем передвижении кареток влево на мотоцикле К-125 и мотоцикле М1А «Москва» получают вторую передачу, при этом каретка 7 коробки полностью войдет на шлицы вала 5, а каретка 3 не сойдет со шлиц вала 2. Усилие передается на вал 5, шлицы вала 5, каретки 7 и 3, шлицы вала 2, шестерни 1 и 8, на вал 9 и звездочку 10.

При передвижении кареток вправо до конца кулачки каретки 7 коробки войдут между кулачками шестерни 8, а каретка 3 сойдет со шлиц вала 2, что будет соответствовать третьей (прямой) передаче мотоциклов М1А «Москва» и К-125.

Усилие передается на вал 5, шлицы вала 5, каретку 7, кулачки каретки 7, кулачки шестерни 8, на вал 9 и звездочку 10. Шестерни промежуточного вала при этом вращаются вхолостую.

Все части: 1 | 2 | 3