Устройство коробок передач мотоциклов М1А «Москва» и К-125 – Часть 2 из 3: Механизм переключения передач

Мотоцикл К-125

Мотоцикл К-125 на выставке «Два колеса». Автор фото Stolbovsky, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Механизм переключения передач мотоциклов К-125 и М1А «Москва» обеспечивает передвижение кареток по валам, производя включение той или иной передачи. Механизмом переключения коробки передач передвигается только каретка 24 промежуточного вала, а одновременное передвижение двух кареток достигается благодаря цилиндрическому боковому выступу каретки ведомого вала, который входит в цилиндрическую канавку каретки промежуточного вала (см. рис. 1).

В эту же канавку входит кулачок 1 (рис. 3), который своей выступающей цилиндрической частью соединен с Г-образным сектором 6. В мотоциклах М1А «Москва» и К-125 в механизме переключения коробки передач сектор с одной стороны имеет четыре выемки (три для передач включения и одну для холостого хода), в которые может входить шарик 20 стопора; с другой стороны сектор имеет уширенную часть с двумя квадратными окнами 7 и вырезом 8. Сектор установлен на оси кронштейна 10 и удерживается на ней пружиной 4.

Устройство механизма переключения коробки передач мотоциклов М1А «Москва» и К-125: 1 – кулачок; 2 – штифт; 3 и 5 – опорные шайбы; 4 – пружина; 6 – сектор; 7 – окна сектора; 8 – вырез сектора; 9 – зуб кронштейна; 10 – кронштейн; 11 – зубцы втулки; 12 –  штифт; 13 – указатель; 14 –  болт указателя; 15 – валик указателя передач; 16 – рычаг валика; 17 – втулка; 18 – возвратная пружина; 19 – валик; 20 – шарик; 21 – болт педали; 22 – педаль

Рис. 3. Устройство механизма переключения коробки передач мотоциклов М1А «Москва» и К-125: 1 – кулачок; 2 – штифт; 3 и 5 – опорные шайбы; 4 – пружина; 6 – сектор; 7 – окна сектора; 8 – вырез сектора; 9 – зуб кронштейна; 10 – кронштейн; 11 – зубцы втулки; 12 – штифт; 13 – указатель; 14 – болт указателя; 15 – валик указателя передач; 16 – рычаг валика; 17 – втулка; 18 – возвратная пружина; 19 – валик; 20 – шарик; 21 – болт педали; 22 – педаль.

Пружина одним концом через шайбу 5 упирается в тело сектора, а другим концом – в шайбу 3, которая удерживается на оси штифтом 2. Кронштейн 10 сектора посредством болтов крепится к приливам картера. В мотоциклах К-125 и М1А «Москва» в механизме переключения коробки передач поворот сектора в ту или иную сторону вызывает перемещение кареток по валам. Для поворота сектора служит валик 19, имеющий на концах мелкие шлицы. Опорой для валика служит пустотелый валик пускового механизма. На выходящий наружу конец валика на шлицах установлена педаль 22 со стяжным болтом 21. На другой конец валика напрессована втулка 17 с двумя зубцами 11 и упорным штифтом 12. На том же валике установлена двусторонняя возвратная пружина 18, которая своими отогнутыми концами охватывает штифт 12 и упорный зуб 9 кронштейна.

В коробке передач зубцы втулки могут обхватывать уширенную часть сектора или поочередно входить в его окна. Педаль имеет следующие положения: при нажатии вниз до упора включается первая передача, при поднятии педали вверх (три раза) последовательно включаются нейтральное положение, вторая и третья передачи мотоциклов М1А «Москва» и К-125.

При нажатии на педаль поворачивается валик 19, заодно с ним поворачивается и втулка с зубцами, которые, нажимая на утолщенную часть сектора или на стенку его окна, будут поворачивать сектор, а он, вращаясь, своим кулачком передвинет каретки, и таким образом на мотоциклах М1А «Москва» и мотоциклах К-125 в коробке передач осуществится включение нужной передачи. После включения передачи и освобождения педали пружина 18 возвращает втулку с зубцами в исходное положение.

Все части: 1 | 2 | 3