Контактные вставки скользящего типа — Часть 1. Особенности токосъема троллейбусов

Июнь 5th, 2013

Контактная вставка скользящего типа является весьма ответственной деталью, осуществляющей токосъем с контактных проводов. Она оказывает существенное влияние на бесперебойность эксплуатации троллейбуса.

Токосъем троллейбуса, а следовательно, и работа скользящего контакта происходит в сложных условиях, характеризуемых следующими особенностями.

Уровень подвески контактных проводов колеблется от 4 до 6 м, следовательно, неизбежны значительные колебания давления контакта на провода. В токоприемниках типа РТ-6 эти колебания составляют 12% и выше, а в токоприемниках РТ-3 достигают 60%. Колебания величины контактного нажатия усиливаются при наезде троллейбуса на выступы и впадины, встречающиеся на дороге, что вызывает резкие колебания кузова, а также при ускорении и замедлении машины. Существенные изменения контактного давления вызывают собственные колебания штанги токоприемника.

Скользящий контакт подвергается также ударной нагрузке, достигающей 20% от статической, которая возникает в момент прохождения токоприемником жестких точек подвеса и спецчастей.

При скольжении контакта по проводу токосъем осуществляется не всей рабочей поверхностью контактной вставки, а лишь небольшой ее частью. В результате этого контактная вставка изнашивается неравномерно, с выкрашиваниями и сколами материала вставки.

Значительное изменение силы нажатия контакта, а также большая неравномерность и неполноценность площади соприкосновения контактной вставки с контактным проводом вызывают резкие колебания удельного давления, которое для вставок длиной 60 мм колеблется в пределах от 0,15 до 0,8 Ми/м2 (1,5 до В кГ/см2) и для вставок длиной 80 мм — от 0,1 до 0,5 Мн/м2 (от 1 до 5 кГ/см2), в то время как рекомендуемое удельное нажатие контактных щеток электрических машин не превышает 0,1 Мн/м2 (1 кГ/см2).

Значительное снижение площади контакта (соприкосновения контактной вставки с контактным проводом) приводит к увеличению плотности тока в скользящем контакте, достигающей в особенно тяжелых случаях 150 а/см2, а при наиболее длительных и часто повторяющихся режимах — 10—100 а/см2, что во много раз превышает рекомендуемую величину; значительные изменения контактного давления, высокие плотности, а также большие и резкие колебания снимаемого тока вызывают искрение между скользящим контактом и контактным проводом.

Рубрики: Троллейбусы | Теги: , , , , , ,