Конструкции электродвигателей, применяемых для компрессоров, вентиляторов и генераторов собственных нужд троллейбусов — Часть 1 из 4: Устройство электродвигателя ДК-653А

Троллейбус

У двигатель-компрессоров, используемых на отечественных троллейбусах, есть два конструктивных исполнения:

1. Электродвигатель, изготовленный с компрессором в одном блоке и имеющий с ним общий вал.

2. Самостоятельный электродвигатель, к которому с помощью муфты, связывающей их валы, присоединяется компрессор.

Для примера второй конструкции можно привести получивший большое распространение электродвигатель последовательного возбуждения ДК-653А, используемый на троллейбусах ЗИУ-5. У электродвигателя ДК-653А мощность составляет 1,2 киловатта при напряжении 600 вольт и скорости вращения, равной 1375 об/мин; КПД на валу составляет 72,8%. Данный электродвигатель, устанавливаемый на троллейбусах, имеет закрытый тип, он цельнокорпусный, без вентиляции и рассчитан на работу в режиме прерывистого включения; у него корпус имеет цилиндрическую форму с люками, предназначенными для осмотра щеткодержателей и коллектора.

У этого электродвигателя троллейбуса есть 4 главных полюса с катушками, имеющими последовательное возбуждение; добавочные полюса отсутствуют. К коллектору электрический ток подводится с помощью четырех щеток, которые смонтированы в щеткодержателях.

Устройство электродвигателя ДК-653А, устанавливаемого на троллейбусах, изображено на рисунке 1.

Устройство электродвигателя компрессора типа ДК-653А, устанавливаемого на троллейбусах (продольный разрез)

Устройство электродвигателя компрессора типа ДК-653А, устанавливаемого на троллейбусах (поперечный разрез)

Рис. 1. Устройство электродвигателя компрессора типа ДК-653А, устанавливаемого на троллейбусах.

Стальной остов 1 электродвигателя ДК-653А троллейбуса имеет цилиндрическую форму и стенки толщиной 10,5 миллиметров. У него внутри находятся четыре главных полюса 2, а также катушки последовательного возбуждения. У каждого из полюсов электродвигателя ДК-653А в устройство катушки 5 входят 534 витка провода марки ПЭЛБО с диаметром 1,25 миллиметра; длина среднего витка равна 0,39 метра; плотность тока составляет 4,1 А/мм2, сопротивление обмотки при температуре 20 °C равно 11,6 Ом.

Сердечники полюсов 2 и катушки 5, установленные в них, к остову электродвигателя ДК-653А троллейбуса прикручены с помощью болтов 3. В торцовых частях остова, имеющих утолщение, просверлены отверстия, которые снабжены резьбой, предназначенной для установки буксовых щитов 26 и 9 с помощью болтов 27 и 7 с пружинными шайбами 28 и 6. Для вала 11 якоря электродвигателя ДК-653А, устанавливаемого на троллейбусах, шариковые подшипники 25 и 10 играют роль опор. У щитов 26 и 9 остова есть отверстия для шпилек, которые крепят с ним крышки 24 и 12 подшипников 25 и 10.

На вал 11 электродвигателя ДК-653А троллейбуса с усилием 25–35 кН (или 2,5–3,5 тонны) напрессован сердечник 4 якоря, имеющий длину 72 миллиметра и диаметр 160 миллиметров. Он со стороны коллектора двигателя ДК-653А зажат между нажимными шайбами 15, а со стороны муфты между шайбами 14.

Листы сердечника электродвигателя ДК-653А троллейбуса изготавливаются методом штамповки из листовой стали толщиной 0,5 миллиметра и марки Э13 с покрытием эмалью с обеих сторон. У крайних листов толщина составляет 1 миллиметр. Удерживающая нажимную шайбу 14 втулка 13 на вал электродвигателя ДК-653А насаживается в горячем состоянии. У якоря электродвигателя троллейбуса осевое перемещение ограничивается с помощью внутренних колец с помощью шариковых подшипников и, значит, самими опорами. В опоре, которая находится на стороне муфты, предусмотрены необходимые монтажные зазоры.

Обмотка 8 якоря электродвигателя ДК-653А, устанавливаемого на троллейбусах, уложена в 27 пазов; у каждого паза размер составляет 7 × 55 миллиметров. По пазам шаг обмотки составляет 1–7; в каждом пазу размещено по 10 сторон секций с общим числом эффективных проводов в пазе, равным 100 (число оборотов секций составляет 10). У якоря электродвигателя ДК-653А, устанавливаемого на троллейбусах, обмотка имеет волновой тип. Она изготовлена проводом марки ПЭЛШО с диаметром 0,83 миллиметра. В пазах обмотка удерживается с помощью бандажа из стальной проволоки.

Все части: 1 | 2 | 3 | 4