Конструкция электрических двигателей компрессоров, вентиляторов и генераторов троллейбусов — Часть 1. Общие сведения

Июнь 14th, 2013

116Двигатель-компрессоры, применяемые на отечественных троллейбусах, имеют два конструктивных исполнения:

А) самостоятельный электродвигатель, к которому компрессор присоединяется при помощи муфты, связывающей их валы;

Б) электродвигатель в одном блоке с компрессором, имеющий общий с ним вал.

В качестве примера первой конструкции следует привести получивший широкое распространение двигатель с последовательным возбуждением типа ДК-653А, применяемый в настоящее время на троллейбусах ЗИУ-5. Мощность электродвигателя ДК-653А 1,2 кВ, при напряжении 600 в и скорости, вращения 1375 об/мин; коэффициент полезного действия на валу — 72,8%. Этот электродвигатель закрытого типа, цельнокорпусный, без вентиляции, рассчитан н& режим прерывистого включения; корпус его цилиндрической формы с люками для осмотра коллектора и щеткодержателей Электродвигатель имеет четыре главных полюса с катушками последовательного возбуждения; добавочных полюсов у него нет. Ток подводится к коллектору четырьмя щетками, установленными в щеткодержателях.

Устройство электродвигателя ДК-653А приведено на рис. 272.

Внутри стального остова 1 цилиндрической формы со стенками толщиной 10,5 мм расположены четыре главных полюса 2 с катушками последовательного возбуждения. Катушка 5 каждого из полюсов состоит из 534 витков провода ПЭЛБО диаметром 1,25 мм; плотность тока — 4,1 а/мм2‘, длина среднего витка — 0,39 м; сопротивление обмотки при 20° C — 11,6 Ом.

Сердечники полюсов 2 с установленными в них катушками 5 прикреплены к остову болтами 3. В торцовых (утолщенных) частях остова просверлены отверстия, снабженные резьбой для крепления буксовых щитов 9 и 26, болтами 7 и 27 с пружинными шайбами 6 и 28. Шариковые подшипники 10 и 25 служат опорами для вала 11 якоря электродвигателя. Щиты 9 и 26 остова имеют отверстия для шпилек, крепящих с ним крышки 12 и 24 подшипников 10 и 25.

На вал 11 усилием 25—35 кн (2,5—3,5 Т) напрессован сердечник 4 якоря диаметром 160 мм и длиной 72 мм, зажатый между нажимными шайбами 15 со стороны коллектора и 14 — со стороны муфты. Листы сердечника штампуются из листовой стали марки Э13толщиной 0,5 мм и покрываются с обеих сторон эмалью. Крайние листы имеют толщину 1 мм. Втулка 13, удерживающая нажимную шайбу 14, насаживается на вал в горячем состоянии. Осевое перемещение якоря ограничивается внутренними кольцами шариковых подшипников и, следовательно, самими опорами. Необходимые монтажные зазоры предусмотрены в опоре, расположенной на стороне муфты. Обмотка 8 якоря уложена в 27 лазов; размер каждого паза 7 × 55 мм. Шаг обмотки по пазам 1—7; в каждом пазу уложено по 10 сторон секций с общим количеством эффективных проводов в пазу — 100 (количество оборотов секций 10). Обмотка якоря — волновая; выполнена проводом ПЭЛШО диаметром 0,83 мм. Обмотка удерживается в пазах бандажом из стальной проволоки.

Рубрики: Троллейбусы | Теги: , , , ,