Устройство конечных передач тракторов СХТЗ и ЧТЗ

Трактор СХТЗ

Трактор СХТЗ 15/30 на Соколовой горе в Саратове. Автор фото Zimin Vas, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Устройство конечных передач тракторов (в автомобилях они называются главными передачами) играют решающую роль в их общей производительности и экономичности. Они являются важными компонентами, которые передают мощность от коробки передач к колесам или гусеницам трактора, позволяя ему двигаться и эффективно выполнять различные задачи. Понимание конструкции и устройства конечных передач важно как для водителя, так и для механика. В этой статье мы рассмотрим устройство конечных передач тракторов СХТЗ и ЧТЗ.

Стоит отметить, что трансмиссия трактора представляет собой один общий блок, монтирующийся в его остове, поэтому карданная передача обычно отсутствует.

Устройство конечной передачи трактора СХТЗ

Конечная передача трактора СХТЗ выполнена двойной (рис. 1) и расположена за коробкой передач, на наружном конце вторичного вала которой сидит малая коническая шестерня 1. Она на СХТЗ стоит в постоянном зацеплении с промежуточной составной конической шестерней 2, зубчатый венец которой закреплен заклепками на ступице, изготовляемой в блоке с малой цилиндрической шестерней 3.

Блок шпонкой связан с промежуточным валом, лежащим на двух подшипниках с витыми роликами, и имеет упорный шариковый подшипник. Малая цилиндрическая шестерня стоит в постоянном зацеплении с большой цилиндрической шестерней 4, которая через составную ступицу опирается на два подшипника с витыми роликами. Все указанные шестерни на СХТЗ имеют прямые зубья.

Устройство конечной передачи трактора СХТЗ: 1 – малая коническая шестерня; 2 – промежуточная составная коническая шестерня; 3 – малая цилиндрическая шестерня; 4 – большая цилиндрическая шестерня

Рис. 1. Устройство конечной передачи трактора СХТЗ: 1 – малая коническая шестерня; 2 – промежуточная составная коническая шестерня; 3 – малая цилиндрическая шестерня; 4 – большая цилиндрическая шестерня.

Устройство конечной передачи трактора ЧТЗ

В гусеничном тракторе ЧТЗ конечная передача (рис. 2) состоит из одной пары конических шестерен: малой 1 (ведущей), изготовляемой вместе со вторичным валом коробки передач ЧТЗ, и большой ведомой 2, состоящей из зубчатого венца и ступицы. На ЧТЗ шестерни имеют прямые зубья.

Подшипники ведущего вала на ЧТЗ закреплены в стенках коробки передач, а подшипники шестерни расположены в специальных опорных стенках (перегородках) остова трактора.

Устройство конечной передачи трактора ЧТЗ (z1 = 12; z2 = 43): 1 – малая ведущая коническая шестерня; 2 – большая ведомая коническая шестерня

Рис. 2. Устройство конечной передачи трактора ЧТЗ (z1 = 12; z2 = 43): 1 – малая ведущая коническая шестерня; 2 – большая ведомая коническая шестерня.

Скачать почему не заводится мотоцикл минск minskmoto.ru.