Классификация мотоциклов и самые известные виды мотоциклов СССР 1950-х годов

Мотоцикл М1А

Мотоцикл М1А. Автор фото Minsk Moto, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Мотоциклетная промышленность СССР в 1950-х годах выпускала мотоциклы одиночки и с коляской.

По назначению различают такие виды мотоциклов, как дорожные, спортивные и гоночные, также существует разновидность дорожных мотоциклов, которая называется мотоциклами специального назначения.

Дорожные мотоциклы (см. рисунки 1 и 4) предназначены для использования массовыми потребителями, у их деталей повышенный запас прочности, кроме того, они рассчитаны на длительную эксплуатацию.

Мотоциклетными заводами СССР в 1950-х годах выпускались мотоциклы М-72, ИЖ-49, К-125, М1А «Москва» и другие (табл. 1).

Советский мотоцикл М-72

Рис. 1. Советский мотоцикл М-72.

Таблица 1 — Основные данные дорожных мотоциклов СССР 1950-х годов.
Основные данныеМотоцикл М-72Мотоцикл ИЖ-49Мотоцикл М1А «Москва» и К-125
Тип мотоциклаДорожный с коляскойДорожный одиночка
Грузоподъемность: экипаж3 человека1 человек1 человек
Груз, за иключением экипажа100 кгПримерно 140 кг70 кг
Вес мотоцикла (сухой, то есть без заправки)335 кг150 кг71–74 кг
Габаритные размеры:
длина2380 мм2120 мм1938 мм
ширина1590 мм770 мм650–675 мм
высота1000 мм980 мм900–950 мм
Максимальная скорость движения (с полной нагрузкой и по шоссе)85 км/час90 км/час70 км/час

Спортивные мотоциклы (см. рисунок 2) предназначены для спортивных целей. Они выпускались заводами в СССР или подготавливались отдельными гонщиками методом усовершенствования обычных дорожных мотоциклов. Обычно двигатели данных мотоциклов обладали повышенной мощностью, а у самих мотоциклов были повышенная скорость и проходимость. Эти мотоциклы для нормальной эксплуатации были малопригодны.

Мотоциклетными заводами СССР в 1950-х годах выпускались спортивные мотоциклы следующих марок: М-75, М-77, ИЖ-50, М-72к, М1Е и К-125с.

Спортивный советский мотоцикл ИЖ-50

Рис. 2. Спортивный советский мотоцикл ИЖ-50.

Гоночные мотоциклы были сконструированы и при этом специально построены для того, чтобы достигнуть максимальных скоростей движения. У этих мотоциклов двигатели в целях повышения мощности обычно имели наддув (нагнетатели) для того, чтобы принудительно подавать горючую смесь в цилиндр. К гоночным мотоциклам СССР 1950-х годов относятся: С2Б, С1Б, ГК-1, «Комета-2» и С3В.

Гоночный советский мотоцикл в обтекателе, на котором в 1954 году установлен рекорд выше мирового

Рис. 3. Гоночный советский мотоцикл в обтекателе, на котором в 1954 году установлен рекорд выше мирового.

Мотоциклами специального назначения называются дорожные мотоциклы, которые имеют специальное оборудование, предназначенное для обеспечения противопожарных мероприятий, службы связи, а также перевозки специальных грузов и прочее.

Советский мотоцикл К-125

Рис. 4. Советский мотоцикл К-125.