Устройство карданной передачи грузового автомобиля ЗИС-5

Автомобиль ЗИС-5

Автомобиль ЗИС-5 в Парке Горького на выставке исторической военной техники. Автор фото Stolbovsky, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Карданная передача является важнейшим компонентом автомобиля ЗИС-5, обеспечивающим эффективную передачу мощности и бесперебойную работу. Разработанный для тяжелых условий эксплуатации, грузовой автомобиль ЗИС-5 в свое время был выдающимся транспортным средством. Карданная передача играет ключевую роль в передаче мощности от двигателя к колесам, позволяя автомобилю передвигаться по сложной местности и перевозить большие грузы. В этой статье мы рассмотрим конструкцию, функционирование и устройство карданной передачи в грузовом автомобиле ЗИС-5.

В отличие от одношарнирных карданных передач автомобилей ГАЗ М-1 (ГАЗ М1) и ГАЗ-АА устройство грузового автомобиля ЗИС-5 включает карданную передачу с двумя шарнирами: один расположен у коробки передач, а другой у главной передачи; шарниры одинаковы и устроены по общей схеме (рис. 1).

Фланец 1, связанный со вторичным валом коробки передач автомобиля ЗИС-5, несет на себе ведущую вилку 2; ведомая вилка 3 внутренними шлицами своей втулки 4 связана с передним концом 5 карданного вала. Между вилками располагается соединяющее их кольцо с шипами, входящими во втулки 6, закрепленные кольцами 7 в вилках. Шарнир закрыт тонким кожухом, прикрепленным к фланцу 1 и имеющим отверстие для втулки 4 ведомой вилки; к кожуху пружиной 9 прижимается крышка 10, могущая скользить сальником 11 при качаниях карданного вала автомобиля ЗИС-5. Входящая в устройство конструкции крышка защищает шарнир от пыли, кроме того, на заднем конце ведомой вилки навернут колпачок с сальниковой набивкой.

Устройство карданной передачи автомобиля ЗИС-5: 1 – фланец; 2 – ведущая вилка; 3 – ведомая вилка; 4 – втулка ведомой вилки; 5 – передний конец карданного вала; 6 – втулки; 7 – кольца; 9 – пружина; 10 – крышка; 11 – сальник

Рис. 1. Устройство карданной передачи автомобиля ЗИС-5: 1 – фланец; 2 – ведущая вилка; 3 – ведомая вилка; 4 – втулка ведомой вилки; 5 – передний конец карданного вала; 6 – втулки; 7 – кольца; 9 – пружина; 10 – крышка; 11 – сальник.

Достаточная смазка и тщательная изоляция шарнира увеличивают срок его службы, сокращая износы трущихся частей (шипов-втулок).

Устройство второго (заднего) шарнира карданной передачи грузового автомобиля ЗИС-5 такое же, как и переднего. Задний конец карданного вала ЗИС-5 жестко соединен (сварен) со втулкой передней (ведущей) вилки второго шарнира. Ведомая вилка этого шарнира соединена с валом ведущей шестерни главной передачи. Продольные перемещения карданного вала автомобиля ЗИС-5 обеспечиваются шлицами в переднем шарнире.

Основным назначением второго карданного шарнира в карданной передаче автомобиле ЗИС-5 является допущение некоторого поворачивания системы ведущего моста около своей оси без нагружения первого шарнира усилиями, передаваемыми раме от реактивного момента, действующего на задний мост.

Экспертиза и проверка качества рыбы и рыбной: экспертиза рыбной продукции sks.expert.