Устройство карданной передачи мотоцикла М-72 – Часть 1 из 3: Общие сведения

Мотоцикл М-72

Мотоцикл М-72 на выставке исторической военной техники. Автор фото Stolbovsky, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Передача усилия от коробки передач мотоцикла на ведущую шестерню редуктора осуществляется у мотоцикла М-72 и других однотипных мотоциклов при помощи карданного вала с двумя шарнирами, одни из которых – передний – называется упругим карданом, а другой – жестким карданом.

Предъявляемые к карданному валу требования шарнирной установки диктуются следующими особенностями его работы: если передний конец карданного вала соединить с валом коробки передач, жестко укрепленной на раме мотоцикла М-72, а другой конец соединить с ведущей шестерней редуктора, который вместе с колесом подвешен через ось к раме мотоцикла на пружинах, то при движении мотоцикла М-72 пружины подвесок, поддерживающие ось колеса с редуктором, под влиянием неровностей дороги сжимаются и разжимаются. Вследствие этого ось заднего колеса все время меняет свое положение по отношению к раме мотоцикла М-72. Во избежание возможной при этом поломки карданного вала и установлены карданные сочленения, которые позволяют одному валу по отношению другого вращаться под переменным углом.

Редуктор, состоящий из двух конических шестерен, служит для передачи усилия от карданного вала мотоцикла М-72 к ведущему колесу под прямым углом, одновременно увеличивая тяговое усилие на ведущем колесе.

Устройство карданного вала мотоцикла М-72 с карданным сочленением и редуктора такое: на передний конец карданного вала 1 (рис. 1) напрессован диск 2 с двумя пальцами, которые входят в два отверстия резиновой муфты 3. В другие два отверстия муфты входят также два пальца диска 4, смонтированного на ведомом валу коробки передач мотоцикла М-72. Этот диск имеет в центре шаровой палец, который входит в стальную втулку, впрессованную в центральное отверстие муфты 3. Снаружи муфта заключена в стальную обойму 5 и удерживается на ней от продольного перемещения замочным кольцом 6. Муфта позволяет карданному валу мотоцикла М-72 в небольших пределах изменять угол наклона и одновременно дает эластичное соединение, работая на скручивание.

Устройство карданного вала и редуктора мотоцикла М-72: 1 – карданный вал; 2 – диск; 3 – резиновая муфта; 4 – диск; 5 – стальная обойма; 6 – замочное кольцо; 7 – вилка; 8 – крестовина; 9 – шлицы; 10 – воротник сальника; 11 – крышка; 12 – бронзовая втулка; 13 – ступица; 14 – картер; 15 – ведомая шестерня; 16 – роликовый подшипник, 17 и 18 – шариковые подшипники; 19 – клин; 20 – вилка; 21 – ролики; 22 – металлический чехол; 23 – обойма подшипника; 24 – резиновая шайба

Рис. 1. Устройство карданного вала и редуктора мотоцикла М-72: 1 – карданный вал; 2 – диск; 3 – резиновая муфта; 4 – диск; 5 – стальная обойма; 6 – замочное кольцо; 7 – вилка; 8 – крестовина; 9 – шлицы; 10 – воротник сальника; 11 – крышка; 12 – бронзовая втулка; 13 – ступица; 14 – картер; 15 – ведомая шестерня; 16 – роликовый подшипник, 17 и 18 – шариковые подшипники; 19 – клин; 20 – вилка; 21 – ролики; 22 – металлический чехол; 23 – обойма подшипника; 24 – резиновая шайба.

Все части: 1 | 2 | 3

Детский психолог в Москве центр детской.