Общее устройство карбюраторов советских мотоциклов

Мотоцикл К-125

Мотоцикл К-125 на выставке «Два колеса». Автор фото Stolbovsky, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

В устройство карбюраторов, устанавливаемых на советских мотоциклах, так же как в устройство простейших карбюраторов, входят смесительная и поплавковая камеры.

В смесительной камере карбюратора мотоцикла (рис. 1) имеется дроссельный золотник (дроссель), который служит для изменения количества поступающей смеси в двигатель. В каналах смесительной камеры есть жиклеры.

Общее устройство карбюратора советского мотоцикла

Рис. 1. Общее устройство карбюратора советского мотоцикла.

Жиклер — это специальное калиброванное отверстие, посредством которого пропускается необходимый объем топлива. В зависимости от того, в каком месте жиклер установлен, он бывает нескольких видов. Главным жиклер называют в случае его размещения в каналах, которые питают двигатель мотоцикла на больших и средних оборотах. Если же жиклер карбюратора установлен каналах, которые питают двигатель советского мотоцикла на холостом ходу и малых оборотах, то он называется жиклером холостого хода либо жиклером малых оборотов.

Чтобы работа двигателя обеспечивалась при работе на разных режимах, карбюратор мотоцикла имеет в своем составе такие устройства:
1. Пусковое устройство.
2. Устройство, предназначенное для работы на малых оборотах и на холостом ходу.
3. Главное дозирующее устройство.

Пусковое устройство. Пуск холодного двигателя мотоцикла, особенно зимой, довольно затруднителен, так как ухудшается испаряемость топлива, а испарившееся топливо во впускных трубопроводах снова конденсируется и оседает на его стенках.

С целью облегчения запуска холодного двигателя советского мотоцикла необходимо обогащать смесь, что достигается повышением количества подаваемого топлива, а тем самым и количества легко испаряемых частиц или уменьшением подачи воздуха.

Наибольшее распространение в качестве пусковых устройств получили:
а) утопители поплавка;
б) воздушные заслонки и воздушные корректоры.

В состав утопителя поплавка карбюратора мотоцикла входят колпачок, пружина и стержень. Поплавок в случае нажатия на стержень утопителя погружается. Одновременно с этим погружается и запорная игла, и доступ топлива в поплавковую камеру открывается.

Повышение уровня топлива внутри поплавковой камеры карбюратора советского мотоцикла вызывает такое же повышение уровня в распылителе главного жиклера, вследствие чего топливо вытекает (фонтанирует) из распылителя, обогащая смесь при запуске двигателя.

Воздушная заслонка выполняется в виде диска и монтируется в воздухоочистителе или воздушном патрубке мотоцикла. Воздушный корректор монтируется в дроссельном золотнике.

Воздушная заслонка или корректор помогает уменьшать объем воздуха, который поступает в смесительную камеру, из-за чего происходит обогащение горючей смеси.

Устройство для работы на малых оборотах двигателя мотоцикла. При работе на небольших оборотах холостого хода дроссельный золотник карбюратора опущен максимально, и разряжение у распылителя главного жиклера карбюратора так мало, что из него топливо практически не поступает. Одновременно с этим разряжение за золотником большое. Чтобы в таких условиях питать двигатель советского мотоцикла существует специальное устройство (см. рисунок 1). В его состав входит жиклер малых оборотов, группа каналов, которые подают воздух и топливо, а также винт для регулировки качества смеси, который называют винтом качества.

Устройство карбюратора К-30

Рис. 2. Устройство карбюратора К-30.

Во время того, как дроссельный золотник (дроссель) карбюратора находится в опущенном состоянии, из-за большого разряжения в точке над жиклером малых оборотов топливо поднимается вверх и смешивается с воздухом, пройдя через жиклер карбюратора советского мотоцикла. При этом образуется эмульсия, смесь с пузырьками воздуха мелких капелек топлива, которая посредством канала малых оборотов доставляется в смесительную камеру карбюратора мотоцикла.

По мере поднятия дроссельного золотника разрежение над жиклером малых оборотов падает и в определенный момент устройство для малых оборотов перестает работать, а разрежение над распылителем главного жиклера карбюратора советского мотоцикла еще недостаточное, чтоб вступило в действие главное дозирующее устройство. В итоге на некоторый промежуток времени произойдет нарушение нормальной работы двигателя. С целью устранения отмеченного недостатка некоторые карбюраторы для работы на малых оборотах, как показано ниже на рис. 3, имеют два выхода в смесительную камеру, благодаря которым обеспечивается плавный переход с режима работы на малых оборотах к режиму работы на средних оборотах коленвала двигателя мотоцикла.

Устройство карбюратора К-28

Рис. 3. Устройство карбюратора К-28.

Для регулирования количества подаваемой карбюратором советского мотоцикла горючей смеси на малых оборотах холостого хода служит штуцер (рис. 2), расположенный на крышке смесительной камеры, или регулировочный винт, установленный в корпусе карбюратора (рис. 3 и 4), которые ограничивают величину опускания дроссельного золотника и тем самым регулируют подачу минимального объема горючей смеси на малых оборотах двигателя мотоцикла. Регулировочный винт носит название винта количества.

Устройство карбюратора К-37

Рис. 4. Устройство карбюратора К-37.

Главное дозирующее устройство предназначено для того, чтобы поддерживать нужный состав горючей смеси на наибольших и средних нагрузках двигателя советского мотоцикла.

В карбюраторах советских мотоциклов использовались такие виды главных дозирующих устройств:
1. Устройство с механическим торможение м топлива.
2. Устройство с пневматическим торможением топлива.

Устройство с механическим торможением топлива. На рис. 1 показаны системы карбюраторов мотоциклов с механическим торможением топлива — конусной иглой.

У дроссельного золотника в центральной части установлена игла, входящая своим нижним конусом в распылитель главного жиклера.

При поднятии дроссельного золотника карбюратора поднимается и конусная игла, увеличивая проходное сечение распылителя. Конусная часть иглы при этом подобрана таким образом, что объем проходящего топлива через распылитель возрастает в соответствии с увеличением поступающего воздуха, из-за чего изменяется состав смеси в соответствии с режимом, в котором работает двигатель мотоцикла.

Устройство с пневматическим торможением топлива. На рис. 4 показана схема карбюратора мотоцикла с пневматическим торможением топлива.

В случае работы одного главного жиклера происходило бы непрерывное обогащение состава смеси при увеличении оборотов двигателя советского мотоцикла.

С целью поддержания постоянного состава смеси карбюратор имеет устройство для пневматического торможения топлива.

Как видно на схеме, распылитель главного жиклера в верхней своей части имеет отверстия, сообщающие его с воздушным каналом, устье которого выходит в воздушный патрубок карбюратора мотоцикла перед смесительной камерой.

Когда с увеличением открывания дроссельного золотника в карбюраторе вступает в работу главное дозирующее устройство, начинается усиленный расход (истечение) топлива из распылителя главного жиклера. В дальнейшем с увеличением оборотов вала двигателя советского мотоцикла воздух, поступая через воздушный канал под влиянием разрежения все в большем количестве, проникает в распылитель главного жиклера карбюратора мотоцикла и замедляет (тормозит) истечение топлива, тем самым поддерживая постоянный состав смеси.

Одновременно предварительное смешивание с воздухом топлива улучшает процесс распыливания и испарения топлива.