Источники тока дизельного автомобиля

Июнь 11th, 2013

В систему электрооборудования дизельных автомобилей входят аккумуляторные батареи, генератор, стартер, приборы освещения, сигнализации, контрольные приборы, а также электрические приборы устройств для подогрева воздуха при пуске холодного двигателя, предпускового разогрева охлаждающей жидкости, отопления кабины шофера и обдува ветрового стекла.

Аккумуляторные батареи. На автомобилях МАЗ-200, а такуже МАЗ-205 установлено по две 12-вольтовые батареи 6СТ-128, соединенные последовательно, благодаря чему их общее напряжение увеличивается до 24 в, а емкость остается равной емкости одной батареи, т. е. 128 а∙ч. На автомобилях КрАЗ-219 и КрАЗ-222 имеется по четыре таких же батареи, соединенных в две параллельные группы по две последовательно включенных батареи в каждой группе; при этом общее напряжение всех батарей равно 24 в, а емкость 256 а∙ч.

Генератор. На двигателях ЯАЗ-М204 авто МАЗ-200 и МАЗ-205 установлен генератор Г-106, на двигателях ЯАЗ-М206А автомобилей КрАЗ-219 и КрАЗ-222 — генератор Г-107. Эти генераторы двухполюсные, двухщеточные, с параллельным включением обмотки возбуждения. Они имеют номинальное напряжение 24 В и различаются величиной максимального тока — 10 А у генератора Г-106 и 16 А у генератора Г-107. Положительная щетка генераторов изолирована от «массы», отрицательная соединена с «массой».

На двигателях ЯАЗ-М204А и ЯАЗ-М206А генератор установлен на кронштейне, прикрепленном с левой стороны двигателя к верхней части картера. Якорь генератора, установленный на шариковых подшипниках, во вращение приводится ремнем от шкива коленвала двигателя. Регулировка натяжения ремня производится поворотом генератора относительно оси болта его крепления к кронштейну. Смазка заднего подшипника вала якоря производится маслом для двигателя, заливаемым в количестве четырех-пяти капель через масленку на задней крышке корпуса генератора; передний подшипник смазывается консистентной смазкой ЦИАТИМ-201 при сборке генератора. Охлаждение генератора осуществляется потоком воздуха, поступающего в его полость от лопастей, отлитых на шкиве привода; из полости генератора воздух выходит наружу через отверстия в его задней крышке.

Реле-регулятор. Генератор Г-106 работает совместно с реле-регулятором РР-106, генератор Г-107 — с реле-регулятором РР-107. Эти реле-регуляторы имеют одинаковую схему и различаются только величиной ограничиваемого ими тока.

Схема реле-регулятора на рис. 37. Состоит реле-регулятор из реле обратного тока (РОТ), а также ограничителя тока (ОТ), регулятора напряжения (PH) и сопротивлений P1, P2, P3 и P4.

Реле обратного тока соединяет и разъединяет цепь между аккумуляторными батареями и генератором в зависимости от напряжения генератора. Реле замыкает цепь между генератором и батареями при повышении напряжения генератора до 24,4—27,0 В и размыкает ее при обратном токе 0,5-6 А.

Ограничитель тока предназначен для предохранения генератора от перегрузки. Он ограничивает максимальный ток, отдаваемый генератором в цепь, величиной 9-11 А у генератора Г-106 и 15—17 А у генератора Г-107.

Регулятор напряжения поддерживает постоянство в пределах 27,4—30,2 В напряжения генератора, обеспечивая этим наивыгоднейший режим заряда батарей.

Реле-регулятор крепится к передней стенке кабины под капотом двигателя. Корпуса («масса») генератора и реле-регулятора соединены между собой проводом.

Рубрики: Дизельные автомобили |