Проектирование и расчет безопасной конструкции энергопоглощающего узла рулевой колонки автомобиля

Автомобиль

Как видно из рис. 59, энергопоглощающий узел рулевой колонки состоит из наружной трубки, в которой выдавлены 24 впадины, расположенные по шесть в сечениях I—I и II—II, и двух внутренних труб 2 и 3, запрессованных в наружную трубу 1. Внутренние, трубы имеют участки длиной l2 и l3, ослабленные продольными пазами.

Энергопоглощающий узел рулевой колонки

Рис. 59. Энергопоглощающий узел рулевой колонки.

Усилие, необходимое для запрессовки труб (усилие сдвига), будет определяться, как и в случае расчета энергопоглощающего узла рулевого по формуле (30).

Для определения Pд.с необходимо записать условие совместности деформации труб в местах контакта, аналогичное условию (31). Конечные формулы для определения контактного давления по площадкам соприкосновения труб в сечениях I—I и II—II, ослабленных продольными пазами, следующие:

Формула

Где hн и hв — толщина стенок соответственно наружной и внутренней трубы, для расчетов можно принять hн=hв=h; Rн и Rв— средние радиусы соответственно наружной и внутренней трубы; mк — коэффициент, учитывающий расположение сил по сечению,

Формула

Формула

l2 и l4 — линейные размеры соединения (см. рис. 59).

Зная контактные давления, можно построить график изменения усилия запрессовки в зависимости от величины проникновения внутренних труб в наружную.

Необходимо еще раз отметить, что уже на стадии проектирования целесообразно расчетом определить ударопригодность конструкции и затем, по мере изготовления отдельных опытных узлов, проводить статические испытания для подтверждения правильности расчета конструкции. Все это может сократить сроки и стоимость проектирования и доводки автомобиля.