Устройство газораспределительного механизма дизельных двигателей ЯАЗ-204 (ЯАЗ-М204) и ЯАЗ-206 (ЯАЗ-М206) — Часть 1 из 2: Клапаны, коромысла привода клапанов и насосов-форсунок, роликовые толкатели, штанги толкателей

Автомобиль МАЗ-200

Дизельный автомобиль МАЗ-200. Автор фото Andshel, CC BY-SA 3.0, через Викисклад.

Устройство клапанов дизелей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206

Клапаны дизельных двигателей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 сварные, состоящие каждый из двух частей: головки 19, изготовленной из жароупорной стали, и стержня 18 — из хромоникелевой стали (рис. 2). Клапаны дизелей установлены в чугунных направляющих втулках, которые запрессованны в головку цилиндров. Седла 12 клапанов вставные, из жароупорной стали (см. рис. 1).

Пружины 16 клапанов дизельных двигателей ЯАЗ-206 и ЯАЗ-204 (см. рис. 2) упираются верхними концами в тарелки 14, удерживаемые на стержнях клапанов разъемными сухарями 13; между нижними концами пружин и обработанной поверхностью головки цилиндров помещаются шайбы 17.

Головка цилиндров дизельных двигателей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206: 2 — пробковая прокладка; 1 — стальная прокладка; 4 — верхний водяной трубопровод; 3 — головка цилиндров; 6 — шпилька крепления головки к блоку цилиндров двигателя; 5 — медный стакан насоса-форсунки; 8 — штуцер; 7 — гайка; 10 — топливоотводящая магистраль; 9 — соединительная трубка; 12 — вставное седло клапана; 11 — топливоподводящая магистраль; 14 — штуцер (или угольник) топливоотводящей магистрали; 13 — водяная форсунка

Рис. 1. Головка цилиндров дизельных двигателей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206: 2 — пробковая прокладка; 1 — стальная прокладка; 4 — верхний водяной трубопровод; 3 — головка цилиндров; 6 — шпилька крепления головки к блоку цилиндров двигателя; 5 — медный стакан насоса-форсунки; 8 — штуцер; 7 — гайка; 10 — топливоотводящая магистраль; 9 — соединительная трубка; 12 — вставное седло клапана; 11 — топливоподводящая магистраль; 14 — штуцер (или угольник) топливоотводящей магистрали; 13 — водяная форсунка.

Коромысла привода клапанов и насосов-форсунок дизелей ЯАЗ-206, ЯАЗ-204

Коромысла привода клапанов и насосов-форсунок дизельных двигателей ЯАЗ-206, ЯАЗ-204 изготовлены из углеродистой стали. Каждый цилиндр двигателя обслуживается тремя коромыслами: два крайние коромысла 11 служат для открытия клапанов, помещенное между ними коромысло 12 приводит в действие насос-форсунку. Все три коромысла установлены на общей оси 15, прикрепленной к головке цилиндров дизелей с помощью стоек 10 и болтов 9.

Роликовые толкатели дизелей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206

Роликовые толкатели 1 дизельных двигателей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206 могут перемещаться вверх и вниз в направляющих отверстиях в головке цилиндров; от вращения вокруг своих осей толкатели удерживаются стальными направляющими скобами 20 с вырезами для роликов, прикрепленными к головке цилиндров снизу.

Устройство клапана и деталей привода клапанов и насосов-форсунок дизельных двигателей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206: 1 — толкатель; 2 и 17 — опорные шайбы; 3 — пружина штанги; 4 — штанга толкателя; 5 — тарелка пружины штанги; 6 — стопорное кольцо; 7 — контргайка; 8 — вилка коромысла; 9 — болт; 10 — стойка; 11 — коромысло привода клапана двигателя; 12 — коромысло привода насоса-форсунки; 13 — сухарь; 14 — тарелка пружины клапана; 15 — ось коромысел; 10 — пружина клапана; 18 — стержень клапана; 19 — головка клапана; 20 — направляющая скоба толкателей

Рис. 2. Устройство клапана и деталей привода клапанов и насосов-форсунок дизельных двигателей ЯАЗ-204, ЯАЗ-206: 1 — толкатель; 2 и 17 — опорные шайбы; 3 — пружина штанги; 4 — штанга толкателя; 5 — тарелка пружины штанги; 6 — стопорное кольцо; 7 — контргайка; 8 — вилка коромысла; 9 — болт; 10 — стойка; 11 — коромысло привода клапана двигателя; 12 — коромысло привода насоса-форсунки; 13 — сухарь; 14 — тарелка пружины клапана; 15 — ось коромысел; 10 — пружина клапана; 18 — стержень клапана; 19 — головка клапана; 20 — направляющая скоба толкателей.

Штанги толкателей дизелей ЯАЗ-206 и ЯАЗ-204

Штанги толкателей дизельных двигателей ЯАЗ-206 и ЯАЗ-204 изготовлены из хромоникелевой стали. Нижний конец штанги 4 имеет утолщение со сферической пятой, входящей в гнездо в корпусе толкателя; верхний конец штанги ввернут в резьбовое отверстие вилки 8 коромысла; от самопроизвольного ввертывания или вывертывания из вилки штанга удерживается контргайкой 7.

Пружины 3 служат для возвращения штанг и толкателей в нижнее положение в момент закрытия клапанов дизельных двигателей. Верхними концами эти пружины упираются в тарелки 5, удерживаемые в выточках головки цилиндров пружинными стопорными кольцами 6, а нижними концами — в шайбы 2, установленные на утолщениях штанг.

Все части: 1 | 2