Четырехтактный рабочий цикл дизельных двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238

Двигатель ЯМЗ-236 на автомобиле КрАЗ-255

Двигатель ЯМЗ-236 на автомобиле КрАЗ-255. Автор фото Rumlin, CC BY 3.0, через Викисклад.

Дизельные двигатели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 работают по четырехтактному циклу, который протекает таким образом.

Первый такт — впуск

Открыт впускной клапан, поршень движется от верхней мертвой точки к нижней мертвой точке (рис. 19, а). В цилиндре появляется разрежение, под действием которого атмосферный воздух поступает в него. Давление воздуха в цилиндре у дизельных двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 во время впуска составляет 0,85–0,95 кг/см2, при этом температура 60–80 °C.

Второй такт — сжатие

Закрыты оба клапана, поршень движется от нижней мертвой точки к верхней мертвой точке, сжимая воздух (рис. 19, б). Давление воздуха в конце сжатия в цилиндре у дизельных двигателей ЯМЗ-238, ЯМЗ-236 достигает 30–40 кг/см2, а температура 550–700 °C.

Четырехтактный рабочий цикл дизельных двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238: б — сжатие; а — впуск; в — расширение (рабочий ход); г — выпуск; 2 — топливный насос; 1 — форсунка

Рис. 19. Четырехтактный рабочий цикл дизельных двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238: б — сжатие; а — впуск; в — расширение (рабочий ход); г — выпуск; 2 — топливный насос; 1 — форсунка.

У дизельных двигателей ЯМЗ-238, ЯМЗ-236 при приближении к верхней мертвой точке поршня топливный насос 2 подает в камеру сгорания цилиндра через форсунку 1 мелко распыленное топливо, которое самовоспламеняется под действием высокой температуры. При сгорании топлива температура в цилиндре дизельного двигателя увеличивается до 1800–2000 °C, вызывая увеличение давления газов до 50–80 кг/см2.

Третий такт — это расширение (рабочий ход)

При этом в дизельных двигателях ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 закрыты оба клапана. Расширяющиеся в цилиндре газы перемещают поршень от верхней мертвой точки, совершая механическую работу, к нижней мертвой точке (рис. 19, в). К концу расширения давление газов понижается до 2,5–4 кг/см2. Когда поршень двигателя приближается к нижней мертвой точке, открывается выпускной клапан и все отработавшие газы выходят из цилиндра, из-за чего давление в нем падает до близкого к атмосферному.

Четвертый такт — выпуск

Открыт выпускной клапан, поршень у дизельных двигателей ЯМЗ-238, ЯМЗ-236 движется от нижней мертвой точки в направлении к верхней мертвой точке и вытесняет отработавшие газы в атмосферу из цилиндра (рис, 19, г). Давление в цилиндре газов во время выпуска составляет 1,05–1,2 кг/см2, а температура 700–800 °C.

Весь рабочий цикл у дизельных двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238 совершается за два оборота коленчатого вала.

Смотрите подробности тонирование автомобилей в воронеже тут.