Устройство передних амортизаторов мотоциклов – Часть 1 из 2: Фрикционные амортизаторы

Мотоциклы

Амортизаторы устанавливают на передних вилках и на руле мотоцикла, причем в первом случае они называются боковыми амортизаторами, а во втором – рулевыми.

В мотоциклах получили распространение два типа амортизаторов: фрикционные, т. е. использующие силу трения, и гидравлические, использующие сопротивление, оказываемое жидкостью при перетекании через малые отверстия. Фрикционные амортизаторы применяются главным образом в качестве рулевых амортизаторов мотоциклов, а также и в качестве боковых в передних вилках параллелограммного типа; гидравлические амортизаторы применяются исключительно в качестве боковых – в передних вилках телескопического типа.

Фрикционный амортизатор мотоцикла (рис. 1) устанавливают на передней вилке для сокращения периода колебаний деталей и на рулевой колонке для регулировки легкости поворота руля.

Устройство бокового фрикционного амортизатора мотоцикла: 1 – стержень; неподвижная шайба; 2 – фрикционная шайба; 4 – щека серьги; 5 – пружина амортизатора; 6 – маховичок; 7 – серьга; 8 – рулевая колонка и крестовина; 9 – перо вилки

Рис. 1. Устройство бокового фрикционного амортизатора мотоцикла: 1 – стержень; неподвижная шайба; 2 – фрикционная шайба; 4 – щека серьги; 5 – пружина амортизатора; 6 – маховичок; 7 – серьга; 8 – рулевая колонка и крестовина; 9 – перо вилки.

Фрикционный амортизатор мотоцикла состоит из нескольких дисков и приспособления, которое стягивает эти диски, создавая между ними трение.

Диски фрикционного амортизатора мотоцикла соединяют в две группы, связанные с различными подвижными деталями, например, в боковом амортизаторе передней вилки одна группа дисков связана с пером вилки, а другая группа дисков – с рычагом серьги параллелограмма. Диски одной и другой группы собраны вперемежку и стягиваются посредством гайки с плоской пружиной.

Если перо вилки мотоцикла будет перемещаться вверх, вместе с пером повернутся связанные с ним диски фрикционного амортизатора. В это же время диски, связанные с серьгой, повернутся в обратную сторону. При повороте между дисками амортизатора возникает трение, зависящее от силы, с которой диски сжаты между собой. Трение в мотоциклетном амортизаторе затормозит движение пера вилки и уменьшит размах колебаний.

Амортизатор руля (рис. 2) устанавливается в рулевой колонке таким образом, чтобы одна группа фрикционных дисков была связана с рамой мотоцикла, а другая – с передней вилкой; при повороте вилки в этом случае между дисками возникает трение, которое поглощает толчки, стремящиеся повернуть руль. Регулировка легкости поворота производится посредством специального болта или маховичка, установленного в верхней части на руле.

Устройство рулевого фрикционного амортизатора мотоцикла М-72: 1 – болт амортизатора; 2 – пружина фиксатора; 3 – фиксаторы (шариковые); 4 – пружина амортизатора; 5 – гайки, 6 – подшипник; 7 – неподвижная пластина с фибровыми шайбами; 8 – подвижная пластина

Рис. 2. Устройство рулевого фрикционного амортизатора мотоцикла М-72: 1 – болт амортизатора; 2 – пружина фиксатора; 3 – фиксаторы (шариковые); 4 – пружина амортизатора; 5 – гайки, 6 – подшипник; 7 – неподвижная пластина с фибровыми шайбами; 8 – подвижная пластина.

Все части: 1 | 2